Меню сайта
Мини-чат
Статистика
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Женя, Maria1, Наташа  
Форум » Я родился! » Родительский опыт » Развиваем речь или Говорят наши дети
Развиваем речь или Говорят наши дети
ЕленаЛМДата: Понедельник, 18.05.2009, 13:43 | Сообщение # 1
Прописан здесь
Группа: Проверенные
Сообщений: 3234
Статус:
Подарки: 45
Награды
За активное участие в форуме VIP персона
Девочки, решила темку создать. Статью раздобыла в нашем садике - логопед написала.
Называется "Говорят наши дети."
Тут описано к какому возрасту какие звуки развиваются. Ну и т.п.













Сообщение отредактировал ЕленаЛМ - Понедельник, 18.05.2009, 13:44
 
ParazitkaДата: Понедельник, 18.05.2009, 13:50 | Сообщение # 2
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4335
Статус:
Подарки: 97
Награды
За помощь в развитии сайта За активное участие в форуме VIP персона
Леночка спасибо!

 
ЕленаЛМДата: Понедельник, 18.05.2009, 14:15 | Сообщение # 3
Прописан здесь
Группа: Проверенные
Сообщений: 3234
Статус:
Подарки: 45
Награды
За активное участие в форуме VIP персона
всегда пожалуйста!!! smile




 
Maria1Дата: Понедельник, 18.05.2009, 16:24 | Сообщение # 4
Хулиганка :)
Группа: Модераторы
Сообщений: 5202
Статус:
Подарки: 70
Награды
Симпатия форума За активное участие в форуме VIP персона
Очень нужная тема!!!

мои картинки
Ничего не стоит так дёшево, как общение, и ничто не стоит так дорого, как его плоды.(Рокфеллер)
Поживу - увижу, доживу - узнаю, выживу - учту...
 
YanaДата: Понедельник, 18.05.2009, 20:00 | Сообщение # 5
Персональный статус
Группа: Проверенные
Сообщений: 4066
Статус:
Подарки: 70
Награды
За активное участие в форуме VIP персона
Лена. спасибо, за статью, все прочитала. УСпокоилась.
Пока happy


 
ЕленаЛМДата: Понедельник, 18.05.2009, 21:14 | Сообщение # 6
Прописан здесь
Группа: Проверенные
Сообщений: 3234
Статус:
Подарки: 45
Награды
За активное участие в форуме VIP персона
Quote (Yana)
УСпокоилась.

Я этого и хотела!!! НЕ надо раньше времени переживать!!! biggrin





 
МамкоуДата: Понедельник, 18.05.2009, 21:54 | Сообщение # 7
V. I. P. персона
Группа: Проверенные
Сообщений: 793
Статус:
Подарки: 29
Награды
За активное участие в форуме
Леночка,замечательная статья,ты умница...правда я не до конца успокоилась,потому как мы ловим все интанации,звуки,мелодии,но любое новое слово заменяем не на похожее или там близкое по звучаниюа на любимые та-та или на-на...как остановилась и не хочет больше ничего запоминать...Ка-тя...она та-та...ля-ля...-та-та,со-ба-ка...-та-та-та и так до бесконечности,хотя буквы к и с у неё например получаются...говорит же кися,сися,кака и др....вот ка-ка.....-ка-ка и курочка ко-ко-ко говорит,а ка-тя.....-та-та...почему?,-понять не могу....ладно,все конечно придет со временем biggrin



Друзья - это те люди, которые нас хорошо знают, и, несмотря на это - любят.


Сообщение отредактировал Мамкоу - Понедельник, 18.05.2009, 21:59
 
ЕленаЛМДата: Понедельник, 18.05.2009, 22:46 | Сообщение # 8
Прописан здесь
Группа: Проверенные
Сообщений: 3234
Статус:
Подарки: 45
Награды
За активное участие в форуме VIP персона
Марина, у нас все тоже самое было, как ты и описываешь!!!!Прям один в один! Понмногу и потихоньку, но доча стала повторять нормально за нами! Да и ей уже и не в кайф, что ее не понимают!




 
ЕленаЛМДата: Понедельник, 18.05.2009, 22:47 | Сообщение # 9
Прописан здесь
Группа: Проверенные
Сообщений: 3234
Статус:
Подарки: 45
Награды
За активное участие в форуме VIP персона
Quote (Мамкоу)
ка-тя.....-та-та.

до сих пор у Маши! happy
Прям как про Машу рассказываешь!





 
МамкоуДата: Вторник, 19.05.2009, 00:11 | Сообщение # 10
V. I. P. персона
Группа: Проверенные
Сообщений: 793
Статус:
Подарки: 29
Награды
За активное участие в форуме
Quote (ЕленаЛМ)
Прям как про Машу рассказываешь!

Вооооооот,теперь полегчало))))))))))))) smile




Друзья - это те люди, которые нас хорошо знают, и, несмотря на это - любят.
 
ЕленаЛМДата: Вторник, 19.05.2009, 07:15 | Сообщение # 11
Прописан здесь
Группа: Проверенные
Сообщений: 3234
Статус:
Подарки: 45
Награды
За активное участие в форуме VIP персона
Quote (Мамкоу)
Вооооооот,теперь полегчало)))))))))))))

Я РАДА!!! smile





 
ЕленаЛМДата: Вторник, 19.05.2009, 07:32 | Сообщение # 12
Прописан здесь
Группа: Проверенные
Сообщений: 3234
Статус:
Подарки: 45
Награды
За активное участие в форуме VIP персона
Знаете что я предлагаю? Давайте сюда может упражнения какие для развития речи? Ну и что либо подобное.
У меня есть несколько статеек.
Наверное потешки всякие не надо...они,думаю у всех есть. А если нет - то поделимся!!! smile





 
ЕленаЛМДата: Вторник, 19.05.2009, 07:40 | Сообщение # 13
Прописан здесь
Группа: Проверенные
Сообщений: 3234
Статус:
Подарки: 45
Награды
За активное участие в форуме VIP персона
На прием к логопеду
Прежде всего очень важно знать, какой именно путь освоения знаний является приоритетным для вашего малыша. Если ребенок предпочитает получать информацию глазами, его называют визуалом. Доверяет только ушам? Значит, он аудиал. Любит полагаться на эмоции и чувства? Кинестетик! Логопедическая работа тоже строится с учетом этих особенностей.

Маленький индивидуалист
Денис вошел в кабинет логопеда и сразу направился к шкафу с игрушками. Наигравшись, стал с интересом оглядываться по сторонам.
На занятиях он с удовольствием принимался рассматривать картинки, собирал паззлы, играл с кубиками. Слов в активном арсенале малыша было не так уж много. Зато он достаточно быстро и уверенно показывал на картинках все, о чем говорил логопед. То есть пассивный словарь ребенка был на высоте.
Денису нужно было делать массаж губ, языка и щек. Однако мальчик не позволял до себя даже дотронуться. О постановке звуков с помощью логопедических зондов и речи не могло идти! Увидев инструменты, ребенок сразу же начинал громко плакать. Поэтому весь процесс постановки и закрепления звуков пришлось строить, используя принцип подражания и наглядности. Мальчику показывали забавные картинки-иллюстрации к историям из жизни гномика Язычка. Сидя перед большим зеркалом, логопед вместе с мамой демонстрировали Денису работу артикуляционных органов. Поначалу малыш занимал позицию, которую можно назвать выжидательно-наблюдательной. От мамы требовалось максимум терпения. Она прекрасно знала, что сын может просто-напросто отказаться выполнять задание, стоит лишь визуально выразить неудовольствие его работой: сделать сердитую или разочарованную гримасу, недовольно поджать губы. Поэтому даже в критических ситуациях она «сохраняла лицо» и одобрительно кивала при любом проявлении активности со стороны малыша. Улыбку и доброжелательное выражение лица логопеду и маме приходилось держать на протяжении всех занятий. Для ребенка-визуала очень важно видеть реальные проявления любви и поддержки!

Игрушки в помощь
Такая тактика принесла ощутимые плоды. Уже через месяц Денис по подражанию стал выполнять артикуляционные упражнения. Он с удовольствием показывал, как двигаются его язычок, губки, раздуваются щечки. Логопедические зонды пришлось окрестить «волшебными палочками». Ребенку объяснили, что они должны дотронуться до артикуляционных органов и «расколдовать» их. Еще через месяц в ход пошел и специальный массаж. Правда, роль пациента на какое-то время пришлось взять на себя маме. Все приемы логопедического массажа вначале показывали на ней. А в роли «специалиста» выступал как логопед, так и сам малыш. Через некоторое время сценарий поменялся, и «пациентом» логопеда и мамы стал уже Денис. Процесс в конце концов так ему понравился, что даже дома мальчик отрабатывал логопедические приемы на игрушках и практически дублировал занятия в кабинете логопеда.
Когда удалось достичь положительной динамики, звуки пошли вереницей. Надо сказать, что Денис проявлял завидное упорство. На картинном материале он закреплял правильное произношение звуков в кабинете логопеда и дома. Для ребенка-визуала очень важно, чтобы весь процесс обучения строился на наглядности!
В результате у мальчика заметно пополнился активный словарный запас, усовершенствовалась фразовая речь, появились развернутые высказывания. Используя все сильные стороны Дениса, логопед и мама добились-таки чистого произношения звуков и дотянули до нормы общее состояние его речи.
Что еще надо помнить, обучая маленького визуала? Он неохотно занимается в группе с другими детьми. Для него важно, чтобы вся наглядность принадлежала только ему и он мог с ней беспрепятственно работать. Поэтому индивидуальные логопедические занятия для него предпочтительнее.

Примерная ученица
Анечка впорхнула в кабинет, громко и четко поздоровалась и чинно уселась перед зеркалом. Весь ее вид говорил о том, что она полностью готова слушать и запоминать. Занятие с ней логопед начал с беседы. Девочка очень критически относилась к своим речевым возможностям. Она тут же заявила, что звуки ее «не сусаются», а язычок «не хотит яботать».
На занятиях девочка проявила себя не только как внимательный слушатель. Она задавала бесчисленные «почему?», «как?», «зачем?». А логопед самым подробным образом объяснял ребенку, как работают артикуляционные органы, какое они занимают положение на каждом звуке. Лишь получив вот такое полное словесное описание предстоящих действий, Анечка могла выполнить задание правильно.
Сначала она так же, как Денис, пугалась одного вида логопедических зондов и не хотела делать массаж. Словесным убеждением сопротивление маленькой упрямицы удалось победить уже на третьем занятии.
Девочка обладала прекрасной памятью, поэтому на слух запоминала все новые слова. Конечно, в работе с ней логопед тоже использовал различные игрушки и картинки, но основным все же оставалось слуховое восприятие. В процессе постановки звуков малышке предложили комментировать свои действия. Было забавно слушать, как Анечка это делала: «Сдеяю язитек, как бьинтик... Падиму язитек вейх... Сдеяю гибок из язитька». («Сделаю язычок, как блинчик. Подниму язычок вверх. Сделаю грибок из язычка».)
Домашнее задание
Дома Анюта занималась со своими родителями. Усаживала маму с папой перед зеркалом и начинала «учить»: «Сдеяй гоотьку из язитька. Нет, не пьявина! Язитек упияеться в низьние зубьки!» («Сделай „горочку“ из язычка. Нет, не правильно! Язычок упирается в нижние зубки!») Она старательно показывала, как надо делать правильно, и несколько раз терпеливо разъясняла своим неумелым «ученикам» их ошибки. Через два месяца малышка уже так хорошо управлялась со своей артикуляцией, что все проблемные звуки послушно «встали на место». Оставалось только закрепить их в речи. Что мы и сделали. Большую помощь в этом оказали родители: они без устали исправляли произношение девочки, не оставляли без внимания ни одного неправильно прозвучавшего слова.
В роли учителя
Работая с ребенком-аудиалом, следует помнить, что он не обратит внимания на ваш выразительный взгляд, будь он сердитым или ласковым. Зато малыш прекрасно воспримет и оценит все оттенки вашего голоса, интонацию. Потому очень важно на протяжении всего занятия сохранять выразительность и эмоциональность высказываний. А еще стоило бы предложить малышу в сюжетно-ролевой игре «Школа» роль учителя. Его «классом» могут стать игрушечные обитатели кукольного уголка или группа сверстников. Вот где ребенок наилучшим образом проявит свой речевой талант и педагогические способности! Кстати, речь и звуки в подобной ситуации у малыша-аудиала оттачиваются и шлифуются успешнее.

Ласковый котенок
Алеша переступил порог логопедического кабинета, крепко держась за мамину руку. Даже тогда, когда его усадили перед зеркалом, он не отпускал маму ни на минуту. Выполняя задания логопеда, малыш прижимался к маме, клал голову ей на плечо. Мама гладила сына, чмокала его в затылок. И ребенок преображался, словно получал от этих прикосновений дополнительный заряд энергии.
Ребенок-кинестетик обычно не очень уверен в себе. Он раним и обидчив, подвержен частой смене настроения. Но вместе с тем малыш стремится быть лидером и предпочитает играть активную роль в любом начинании. Хотя не откажется от поддержки и внимания (при условии, что они искренни и бескорыстны). В атмосфере ласковых прикосновений и неподдельного участия ребенок буквально расцветает. Для него все это является доказательством любви окружающих и необходимо как воздух! Малыш и сам не прочь чмокнуть в щечку собеседника.
Кинестетик считается тонким ценителем прекрасного. Он неравнодушен к окружающим ароматам, в том числе к запахам парфюма. Потому, если логопед, помимо чисто профессиональных приемов, использует на занятиях ароматерапию, это очень помогает делу. Легкий запах розмарина, лаванды, мяты или шалфея помогает в деле постановки и автоматизации звуков, снимает напряжение и усталость малыша. Занимаясь с крохой артикуляционными упражнениями дома, попробуйте зажечь ароматную свечу или палочку. Другой вариант — капнуть себе на запястье хорошие духи, ребенок оценит это по достоинству и будет с желанием выполнять все задания!
Легкие касания
Ставить звуки такому малышу — одно удовольствие! Он не препятствует проведению массажа или применению логопедических зондов. Прикосновение рук либо инструментов ему даже приятно. Единственное, что может вызвать неудовольствие, — это недостаточно согретые руки. Холодные стальные зонды также не приветствуются. Обеспечить надлежащий комфорт маленькому привереде не составит труда. Руки можно погреть под струей теплой воды, а инструменты нагреть в стерилизаторе.
Кинестетик — деятельная натура. Потому занятия с ним надо проводить динамично, живо. При этом малыш должен играть активную роль. Он сам способен выбрать наиболее удобную позу для своего язычка и подсказать взрослому оптимальный путь постановки звука. Какие-то моменты занятий ему могут не понравиться. Не стоит спорить и настаивать на своем. Постарайтесь найти то, что привлечет ребенка и даст нужный эффект. Очень хороши игровые приемы, например с мячом. Допустим, вам надо закрепить в словах звук [Л]. Бросаете мяч ребенку и говорите начальный слог слова: «сто-» (кроха продолжает: «лы»), «по-» («лы»), «пи-» («ла»), «смо-» («ла») и т. д. Малыш-кинестетик намного успешнее освоит неподдающийся трудный звук в процессе веселой игры.
Вот такие они очень разные, наши малыши. К каждому надо подбирать особый ключик. Только тогда волшебные двери речи откроются, и ребенок с радостью войдет в удивительный мир звуков и слов!

Статья из журнала какого-то





 
ЕленаЛМДата: Вторник, 19.05.2009, 07:43 | Сообщение # 14
Прописан здесь
Группа: Проверенные
Сообщений: 3234
Статус:
Подарки: 45
Награды
За активное участие в форуме VIP персона
Слово равно движению
Здесь упражнения!!!!!
Развитие речи и двигательная активность ребенка взаимосвязаны. В книге М. М. Кольцовой «Ребенок учится говорить» описан эксперимент, который проводился со здоровыми, но неговорящими детьми в возрасте 1 года 2 месяцев. Малышей разделили на группы, в одной дети свободно передвигались по 20 минут каждый день, в другой — все время были в манеже. В обеих группах с крохами ежедневно вели занятия по развитию речи: добиваясь звукоподражаний, логопеды показывали своим слушателям, как «говорят» корова, собачка. Интересно, что у детей, которые активно двигались, попытки подражать звукам появились на 7-й день, к 20-му — малыши уже точно воспроизводили эти звуки. Во второй группе попытки к звукоподражанию возникли на 14-й день, но не стали четкими. Надо ли еще объяснять, как полезно ребенку движение?
Игры со смыслом

В свое время югославскими учеными была разработана система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), призванных помогать в формировании правильного произношения. Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным макродвижениям нашего тела.
Значит, движения тела могли бы помочь отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются очень увлекательными и веселыми. Мобилизуются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движения за взрослым. Но главное — вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы. В конечном итоге произношение улучшается (даже когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно).
Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность. Дети, у которых есть проблемы с произношением, часто бывают слишком напряжены, они отличаются сверхвозбудимостью или, наоборот, расслабленностью. Такие малыши не могут произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать или расслаблять мышцы речевого аппарата. Родители и хотели бы помочь своим крохам, но часто не знают, как это сделать. Давайте учиться вместе?
Начнем нашу веселую игру с того, что поможет ребенку научиться чередовать расслабление и напряжение.
Камень превращается в веревочку. Сначала напрягаем все мускулы тела, а затем расслабляемся.
Летят уточки. Прижимаем руки от плеча до локтя к телу, а кистями машем, как крыльями, поднимаясь на носочки на вдохе, опускаясь на выдохе. Потом садимся, как утки на воду, свободно и мягко опустив «крылья».
Тигр превращается в кошечку. Пусть кроха изобразит «коготки тигра» (полусогнутые пальцы должны быть напряжены), а потом распустит их, превратив в мягкие лапки.
Замерз — согрейся. Всех участников сковывает мороз, да так, что не пошевелиться, твердеет каждая клеточка. Но наступает весна, и люди «оттаивают».
Добро сильнее зла. Первая задача — изобразить, каким бывает лицо у злого колдуна. Для этого надо стиснуть зубы и прищурить глаза. А потом мы заставим чародея подобреть, смягчив и расслабив мускулы своего лица.
Поза лягушонка. Сядем на корточки, раздвинув в стороны колени и упершись в пол руками, «выпучим» глаза, растянем закрытый рот. А затем расслабимся.
Как правильно дышать

Положим руки на область диафрагмы. Сделаем вдох через нос (брюшная стенка при этом выпячивается вперед), затем выдохнем через рот (диафрагма при этом втягивается).
Положим руки на область диафрагмы. Вдох — через нос, на выдохе произносим слог «па» (или любой другой, в зависимости от того, какой звук вы отрабатываете).
Вверх-вниз. Малыш лежит на спине, а на животике у него — листок бумаги. Пусть ребенок дышит так, чтобы листок поднимался и опускался.
Море шумит. Попробуем это изобразить: вдох — поднимаем руки вверх, выдох — длительно произносим звук «ш-ш-ш-ш» и опускаем руки. Это можно делать каждый день.
Полетаем! Бумажную бабочку или самолетик прикрепите на ниточку, а затем покажите ребенку, как они порхают, если на них подуть. Надо постараться, чтобы выдох был более долгим.
Ветер налетел. Вырезанные из бумаги полоски приклеим к палочке или карандашу — чем не дерево? А теперь подуем на него, будто «ветер» колышет листву.
Песику жарко. Покажите малышу, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро. Теперь пусть то же самое повторит кроха.
Юный боксер. Делая выпады то правой, то левой ногой, держим одну руку на талии, а другой как будто наносим удар по спортивной груше. При каждом ударе на выдохе произносим кратко слог (например, «па», «ма») и одновременно легко, пружинисто приседаем на опорную ногу. Повторив несколько раз один слог, меняем ногу.
В нужном темпе

Отрабатываем темп речи вместе с произношением звуков.
— Резко топаем правой, затем левой ножкой и произносим не спеша, в нормальном темпе какой-либо слог (например, «та»). Резко топаем правой, а затем левой ножкой, все убыстряя темп движений и проговаривая по возможности четко и быстро «та-та-та-та»...
— Согнув руки на уровне груди, сжимаем пальцы в крепкие кулачки. Резко разводим кулаки в стороны (правой рукой — вправо, левой — влево), произнося «па». Затем чередуем удары в более быстром темпе, вправо-влево: «па-па-па» (повторяем 3—4 раза).
— Кружимся на одном месте вправо и одновременно произносим «па-па-па-па-па», делаем остановку — хлопок.
— Затем начинаем кружение на одном месте влево: «па-па-па-па-па»... остановка — и снова хлопок.


Проверяем чувство ритма
— Наклоняясь вправо-влево, громко ударяем в ладоши: ХЛОП-ХЛОП. Затем чередуем громкие притопывания и хлопки: ТОП-ХЛОП-ТОП-ХЛОП.
— Попросите вашего ребенка под тихий звук пройтись на носочках, под громкий — шагом, под очень громкий — бегом (отбивайте ритм, например, на барабане или стучите прямо по столу).
— Выбрав определенный ритм, произносите в унисон с ним слова, сопровождая их движением:
«там» — делаем резкий указательный жест в сторону,
«сам» — плавно показываем на себя,
«пол» — направление жеста на пол,
«нос» — указываем на нос.
— Вместе с малышом хлопайте в одном ритме, произнося двухсложные слова: «мама», «папа», «осень», «дует», «сильный», «много» и др. Затем выбирайте трехсложные слова: «высота», «лебеда», «кто куда» и т. д.


Слушаем и говорим правильно

Некоторые звуки особенно трудно даются нашим малышам.
Обычно к 4—5 годам произношение практически выправляется, но бывает, что проблема держится намного дольше. Используя упражнения фонетической ритмики, можете помочь малышу скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.
Попробуем «приручить неподдающихся» с помощью гимнастики.
Шипящие «ш», «щ», «ч», «ж». Многие дети говорят «косетька» вместо «кошечка», «лосядка» вместо «лошадка».
Начнем со звука «ш». Поднимем руки вверх и плавно покачаем ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук «ш-ш-ш-ш».
На очереди — «ч». Попеременно разворачиваем ладонь то правой, то левой руки от себя, одновременно с этим произнося звук «ч».
Операция «ж». Описываем в воздухе зигзагообразное движение обеими руками ВПЕРЕД (как будто ладони скользят по морским волнам) и одновременно произносим «ж».
Звук «р» малыши могут заменять на звуки «л», «ль», «в», «й» («каова» вместо «корова», «от» вместо «рот», «лак» вместо «рак», «лямаска» вместо «ромашка», «йыба» вместо «рыба»).
Потрудимся над звуком «р». Мелкими, короткими, быстрыми движениями рук и ног имитируем вибрацию и одновременно воспроизводим звук «р-р-р-р»...
Звук «ц» (типичная ошибка — «тапля» вместо «цапля»).
Проработаем звук «ц». Поднимем ко рту пальцы рук, зажатые в щепотку, резко разожмем их, одновременно туловище слегка наклоним вперед и произнесем «ц-ц-ц-ц,», стараясь подчеркнуть в нем элемент «с».
Звук «л» дети заменяют на «й» («койбаска» вместо «колбаска», «туй» вместо «стул» и т. п.).
Займемся звуком «л». Держим руки на уровне груди и вращаем одной кистью вокруг другой (так крутится мельница). Одновременно с этим проговариваем «ла-ла-ла»... Трудными для произнесения могут быть также звуки «ф», «с».
Начнем работу со звука «с». Поднимем ко рту все десять пальцев обеих рук, соединив вместе, и сразу вслед за этим опустим их вниз плавным, слегка давящим движением, одновременно проговаривая «с-с-с»...
На очереди звук «ф». Поднимем сжатые в кулаки руки ко рту, быстро и резко разожмем ладони, слегка вытянув при этом руки вперед. Одновременно произносим «ф-ф-ф-ф»...
Домашний театр двух актеров

Когда вы читаете своему крохе коротенькие сказочки или стихи, попробуйте сопровождать текст простыми жестами и движениями, соответствующими описанию. Малышу наверняка понравится такая новая игра, и он станет все повторять вслед за вами.
Вот несколько примеров:
Взял Саша палку (проиллюстрируйте то, что сделал мальчик Саша),
Кинул палку в галку (жест направлен вверх, в потолок).
Галка улетела (правой рукой махните вперед, как крылом)
И на елку села.
Села, посидела,
Опять полетела (всплесните руками)
И на елку села...
Главное, чтобы ваши занятия нравились малышу и приносили пользу.
Сказочка про оленя

У оленя (изобразите руками рога над головой животного) дом большой (сложите ладони «домиком»), он глядит в свое окно (изобразите окно: одна рука над другой ладонями вниз, и выгляните между ними, словно в окошко). Мимо заинька бежит (покажите, как трусит зайчишка-трусишка). «Тук-тук-тук» (постучите пальцами по ладони своей руки). «Открой! Там в лесу охотник злой» (повернитесь назад, протяните руку, словно показывая, где именно притаился охотник). «Ну, скорее забегай, лапку мне давай!» (изобразите, как вы открываете окошко, протягиваете руку, берете ребенка за руку).
Таким образом можно попробовать «оживить» любое стихотворение, важно лишь проявить больше фантазии. Необходимо также следить, чтобы ваши движения не были слишком сложными и на определенных строках повторялись — так малышу легче все запомнить и повторить. Со временем вы сможете использовать все более сложные жесты. А ваши игры
с ребенком станут еще увлекательнее.

Наталья Кулакова, Татьяна Грабенко





 
ЕленаЛМДата: Вторник, 19.05.2009, 07:48 | Сообщение # 15
Прописан здесь
Группа: Проверенные
Сообщений: 3234
Статус:
Подарки: 45
Награды
За активное участие в форуме VIP персона
Еще одна статья с упражнениями

По словечку

Однажды в парке, сидя на лавочке, я разговорилась с бабушкой Валеры — 6-летнего подвижного мальчика, который тут же неподалеку нарезал круги на велосипеде. Мальчик несколько раз подкатывал к нам, чтобы рассказать об утках, прилетевших на пруд неподалеку. При этом он уверенно назвал их породу, обратил внимание на «причудливую окраску» и «любопытные повадки». Прямо так и сказал!

Бабушка охотно включилась в обсуждение того, что видел Валера, а после того как она спросила: «Ну, ты почитаешь сказки Пушкина или еще погоняешь?» — я не выдержала и завела разговор. Оказывается, Валера в 4 годика совсем не говорил. Так, отдельные «лепетные» слова, просьбы выражал жестами и голосом. До 3 лет врачи говорили, что «еще рано волноваться», а к 4 годам набросились с упреками: «Где же вы раньше были — ребенок неговорящий!»

Мама Валеры отнеслась к проблеме со всей ответственностью: записала сына на необходимые обследования, посетила комиссию по набору детей в логопедическую группу. С диагнозом «общее недоразвитие речи первого уровня» Валеру взяли в логопедический садик недалеко от дома. Тогда была весна, начало обучения — в сентябре, за полгода многого удалось добиться.

Решительности Валериной маме было не занимать. Понимая, что необходима информация о том, что же такое логопедическая группа, она познакомилась с родителями малышей, которые как раз заканчивали первый год обучения. Все мамы как одна жаловались на высокие нагрузки, даваемые логопедом, на неподъемные домашние задания, для которых заведена специальная тетрадь. А главное — многие дети просто отказываются заниматься дома по этим тетрадкам, капризничают, шалят. В общем, неинтересно им. Вот тогда Валерина мама и решила, что к поступлению в логопедическую группу нужно готовиться заранее и целенаправленно.
С чего начать?

Самое важное, что должна сделать заботливая мама, — это создать условия для регулярных занятий с ребенком дома. Давно замечено, что у логопеда в кабинете малыш сосредоточен и работоспособен гораздо больше, чем дома. Срабатывает так называемая «установка на место», или, другими словами, привычка сосредотачиваться и работать в конкретном месте.

Для начала выберем место для занятий и займемся наведением порядка.
Заведите для каждой вещи свое место, убирайте ее туда ВМЕСТЕ с ребенком. Даже в 2 года это совсем не сложно! Таким же образом постепенно приучите кроху, что у него есть место для занятий: столик, стульчик, зеркало на столике, тетрадь с заданиями, пособия на полочке рядом, карандаши, наклейки в ящичке.
Итак, место для занятий выбрано, теперь надо подумать, когда заниматься. Время конечно же лучше назначать одно и то же. На стол можно поставить часы: так вы постепенно приучите ребенка заниматься в определенное время ровно столько, сколько договорились. «Смотри, мы с тобой будем заниматься 20 минут. Когда вот эта длинная стрелочка подойдет к цифре „4“. Договорились? Будешь сам следить?» Когда с малышом договариваются, как со взрослым, ему уже неловко отказываться, ныть... Ведь надо следить за стрелочкой! Можно использовать и песочные часы, это еще интереснее.
Определенный ритуал поможет крохе быстрее сосредотачиваться на занятии, снизит тревожность — ведь заранее известно, что будет дальше. Например: сначала вы вместе проверяете, все ли необходимое для занятия у вас есть под рукой. Если чего-то не хватает — пусть малыш принесет. Затем вы начинаете играть. Сделали дыхательные упражнения, потом — пальчиковая игра. Затем обязательно потренировали фонематический слух и слуховое внимание. Потом пара-тройка игр с язычком и губками. А в конце что-нибудь самое любимое — логопедические раскраски, пазлы (для развития зрительного восприятия и мышления), возможно, игра в логопедическую компьютерную игру (например, из серии «Игры для Тигры»).
После 20-30-минутного занятия осталось только убрать рабочее место и с чистой совестью можно побеситься и повалять дурака.

Чего нельзя делать во время занятий?
Прежде всего угрожать и запугивать малыша: «Если ты не сядешь заниматься, я тебя накажу!» (или уйду, не буду любить, играть, не дам игрушки и т. д.). К сожалению, это часто случается и только лишний раз подтверждает родительское бессилие или нежелание понять ребенка.
Ни в коем случае нельзя самостоятельно пытаться ставить звуки: это должен делать обученный специалист. В противном случае крохе может угрожать ухудшение звукопроизношения.
И, конечно, категорически нельзя наказывать малыша за неудачно выполненное задание. Ведь сам ребенок не отвечает за свои проблемы в речевом развитии. За это несут ответственность родители. Потому они обязаны делать все возможное для устранения речевого дефекта и проявлять терпение.

Что можно делать
— Безусловно, нужно договариваться с ребенком.
Занимаемся дома

Начнем с самого простого. Такие упражнения можно делать с младенцем.
Пальчиковые игры
Ни одно занятие не должно обходиться без пальчиковых игр.
Не всякая пальчиковая игра хороша для ребенка, многие просто бесполезны.
Выбирайте игры, в которых есть простые слова, доходчивый сюжет. Сначала такую гимнастику надо делать пассивно: мама разминает и растирает пальчики, приговаривая при этом стишок. Активизируются нервные окончания пальчиков, что благотворно сказывается на развитии речи и памяти.
Для пассивной гимнастики

«Семья» Этот пальчик — дедушка (разминать и растирать большой пальчик), Этот пальчик — бабушка (указательный), Этот пальчик — папа (средний), Этот пальчик — мама (безымянный), Этот пальчик — я (мизинец),Вот и вся моя семья (сжать и разжать кулачок)!

«Кто чем занят?» Этот пальчик в лес пошел (размять мизинец), Этот пальчик гриб нашел (безымянный), Этот пальчик чистить стал (средний), Этот пальчик резать стал (указательный), Ну а этот взял — и съел (большой палец). Оттого и потолстел (погладьте ладошку)! Помимо гимнастики очень хорошо и полезно катать между ладоней карандаш, массажный мячик.

«Ежик» Ежик, ежик колкий (пальцы сплести в замок, покачать в такт стиха), Где твои иголки? Вот они (три раза поднять все пальцы торчком, но руки не расцеплять), Ежик, ежик колкий (покачивать в таком положении в такт стиха), Убери иголки. Оп (резко спрятать все пальцы, руки прижать к себе)!

«Черепаха» Вот хвалилась черепаха (пальцы одной руки в щепотке, ладонь другой положить сверху наподобие панциря), Пряча голову от страха: «Кусь,кусь,кусь,кусь (шутливые пощипывания вдоль ручки малыша) — Никого я не боюсь!»
Развиваем внимание и фонематический слух

«Что звучало?» Вместе с малышом приготовьте 4—5 разных «звучащих» игрушек (барабан, колокольчик, дудочку, металлофон, погремушку). Пусть кроха сначала поиграет с ними — запомнит их звучание. Затем попросите его отвернуться и позвените (постучите) одной из игрушек. Вот увидите, с какой радостью ваш малыш попробует угадать, что же прозвучало. Тренируйтесь, пока кроха не будет уверенно показывать на нужную игрушку.

Звуки можно и нужно менять, увеличивать количество игрушек — лишь бы игра приносила и вам, и малышу удовольствие.

Приведем более сложный вариант этой игры.

«Что не прозвучало?» Вы играете на всех инструментах, кроме одного. Малыш пытается угадать, что же вы забыли? Главное — терпение. Многим непоседам так и хочется обернуться, хотя мама еще не на всех инструментах поиграла.

«Посчитай капельки» Здесь вам пригодится металлофон. Негромко ударьте по нему один раз. «Сколько капелек упало?» Потом много быстрых ударов: «А теперь сколько? Молодец, теперь много капелек упало». Кроха уже уверенно различает понятия «один-много»? Тогда потренируйтесь в счете капелек с закрытыми глазами. Это труднее, но интереснее.

«Откуда прозвучало?» Очень важно научить малыша определять направление звучания. Если кроха не против, завяжите ему глазки, отойдите в дальний угол комнаты и позвените в колокольчик. Развяжите повязку и спросите, откуда прозвенело. Если трудно определить сразу, звените сначала на глазах у малыша, потом без контроля зрения.
«Логопедическая копилка»

Упражнение «Инструкции». По вашей просьбе ребенок должен нарисовать на бумаге:
— 2 круга и 3 палочки;
— 3 синих квадрата и красный круг;
— желтый треугольник и 3 синих круга;
— слева 2 палочки, а справа — 5.

Малышу трудно следовать инструкции? Пусть нарисует 2 круга, затем — 3 палочки с вашей подсказкой. Можно поиграть по-другому. Разложите перед крохой предметы.

Ребенок выполняет ваши инструкции:
— покажи линейкой куклу, а потом мяч;
— покажи куклой тарелку и чашку;
— покажи ручкой книгу, а потом отнеси ее мне;
— покажи книгой ручку, возьми мяч и положи рядом с чашкой;
— принеси мне чашку и покажи линейкой тарелку.

Если ребенок правильно показал, спросите: «Что ты показал? Чем показал?»

Подбор слов — названий предметов за счетные палочки. За каждый ответ ребенок получает счетную палочку.
— Что можно открыть? (Ответ полным предложением.)
— Что можно поднимать?
— Что можно отодвигать?
— Что можно доставать?

Поощряйте фантазию малыша, пусть он придумает чтото интересное.

Прошагивание слов. Договоритесь, что слог будет равняться шагу.
— Встаньте рядом с крохой.? Назовите слово, например «каша».
— Держа ребенка за руку, сделайте вместе с ним 2 шага (количество шагов равно количеству слогов в слове).
— Вместе с прошагиванием проговариваются слоги: «ка» — «ша».

То же самое со словами: «самолет» (3 шага), «дом» (1 шаг), «собака», «рука», «сыр» и т. д. Малыш говорит и шагает вместе с вами.

Закрепление пространственных понятий. Повторите, где левая рука, правая, где верх и низ, где перед, где зад. Затем поиграйте: «Иди вперед. А теперь назад. Правой рукой возьми мяч. Левой почеши нос. Подними руку вверх, опусти вниз. Правой ногой топни». Потом малыш может давать задания вам.
К садику готов?

Когда придет сентябрь и вы поведете его первый раз в детский сад, занятия начнутся там сразу же, с первых дней. Программа в логопедических группах очень насыщенная, терять время нельзя. Мало привыкнуть к манере поведения логопеда, его требованиям, надо еще и со сверстниками разобраться, и по маме поскучать, и к воспитателям приглядеться...

Хорошо организованный малыш сразу же находится в более мягких условиях: ему не надо напоминать, чтобы убрал свое рабочее место, внимательно слушал. К тому же многие игры ему уже знакомы, а значит, учиться будет легче и веселее.

А учиться в такой группе действительно здорово! Логопед обязательно обследует кроху в своем кабинете. А это значит, что будет много новых интересных игрушек, картинок, заданий.

Через 2 недели, когда все ребята обследованы, логопед проводит занятия и в группе, со всеми детьми (обычно их не более 13—15 человек), приглашает к себе в кабинет по одному и маленькими подгруппками. И опять же игры, игры, игры. Играют и за столами, и на ковре, и бегая по комнате.

Опытный логопед знает, как распределить нагрузку на протяжении всего занятия, чтобы и результат обучения был, и усталость не накапливалась.

Но, если ваш кроха не был подготовлен к садику и с трудом воспринимает необходимость заниматься дома, не стоит делать из этого трагедию. У многих малышей это всего лишь вопрос взросления и привычки. Есть несколько маленьких хитростей, как помочь ему получать удовольствие от занятий.
Мамочкины хитрости

Сначала вам придется справиться с естественным желанием заставить ребенка заниматься, настоять на своем, а также с желанием добиваться результата немедленно. А потом следуйте четким правилам.
— Во-первых, перед занятием ознакомьтесь с записями логопеда, убедитесь, что все поняли.
— Во-вторых, подготовьте все необходимое в том месте, где вы планируете позаниматься: игрушки, фломастеры, картинки, клей и т. д. Во время этих приготовлений ваш малыш вполне может заинтересоваться происходящим и пожелать принять участие, что, естественно, вы тут же должны поощрить.
— В-третьих, выбирайте такое время для занятий, чтобы ребенок был здоров, спокоен, не хотел спать, есть, ничто бы его не отвлекало.

Занятия никогда не будут эффективными, если вы принуждаете кроху. Даже если вы добьетесь результата, он не восполнит психологических потерь, которых будет больше.
Упражнения для губ, язычка и дыхания

Артикуляционная гимнастика. Прекрасно подготовит ротик вашего крохи к постановке звуков. Все упражнения делайте ежедневно по 5—7 минут перед зеркалом. Каждую игру сначала покажите малышу, затем сделайте с ним вместе, а уж потом ожидайте результата.

Упражнения для губ
— «Улыбнись маме». Губы растянуть в улыбку. Удерживать их в улыбке 5—7 секунд.
— «Поцелуй маму». Губы вытянуть трубочкой. Удерживать их в этом положении 3—5 секунд.

Упражнения нужно чередовать.

Упражнения для щек
— «Шарик». Надуть обе щеки, затем левую и правую попеременно.
— «Шарик лопнул». Пусть малыш надует обе щеки, а выдыхает воздух очень медленно через губы, сквозь маленькую дырочку.

Упражнения для мимических мышц лица
— «Папа сердится». Нахмурить брови, удерживать позу 3—4 секунды.
— «Мама удивилась». Удивленно поднять брови. Учимся прищуривать глаза — многим это дается ох как непросто!

Упражнения для язычка
— «Домик язычка». Широко открыть рот, высунуть язык, держать 2—3 секунды, убрать обратно в «домик».
— «Вкусное варенье». Кончиком языка пусть малыш попробует облизнуть верхнюю или нижнюю губу. Проверено — верхнюю труднее, но пробовать мы все равно будем!
— «Накажем непослушный язычок». Рот открыть, высунуть язычок, покусать его зубами.
— Игра с ложечкой. Развивает чувствительность языка. Приготовьте чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной. Кроха закрывает глаза и высовывает язычок. Опустите ложку сначала в стакан с теплой водой, а затем прикоснитесь ею к язычку ребенка. Пусть угадает, теплая ложечка или холодная. Потом охладите ложку в стакане с холодной водой — угадает ваш малыш, как вы думаете?

Дыхательные упражнения
— «Кораблики». Налейте воду в большой таз, набросайте туда шариков для пинг-понга. Пусть кроха вдыхает воздух через нос и с силой выдыхает через рот, дуя на шарики — кораблики. Поплыли! Только, чур, не увлекаться, а то голова закружится.
— «Упрямая свеча». Зажгите свечку, поставьте перед малышом на стол. Надо тихонько дуть на пламя свечи так, чтобы оно не гасло, а только отклонялось. Развивает контроль за выдохом, что крайне важно при постановке звуков.
— «Море в стакане». Нет ничего легче — кроха просто учится дуть через соломинку, опущенную в стакан с водой. Главное — длительный выдох.
— «Снежинки». Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты. Легонько выдохните через рот — и вот ваши снежинки полетели! Можно тренировать и длительный, и короткий выдох.

Наталия Пятибратова, логопед высшей категории





 
ParazitkaДата: Среда, 13.03.2013, 10:31 | Сообщение # 16
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4335
Статус:
Подарки: 97
Награды
За помощь в развитии сайта За активное участие в форуме VIP персона
Девочки, может сталкивались, может ваши друзья знакомые, сколько в вашем городе стоит занятие с логопедом? У нас проблема с буквой Р, да еще парочкой, в садике логопед в декрете, нашли в другом саду, за занятие 30 мин берет по 500 руб. Вот чет мы сомневаемся, не дорого ли... она еще и сказала, что берет с остальных по 800, ну с нас по 500 потому что как бы по знакомству wacko

 
YanaДата: Среда, 13.03.2013, 12:03 | Сообщение # 17
Персональный статус
Группа: Проверенные
Сообщений: 4066
Статус:
Подарки: 70
Награды
За активное участие в форуме VIP персона
Таня, у вас всегда цены выше. У нас занятия с логопедом от 200 рублей, можно найти, частные занятия дороже.

Добавлено (13.03.2013, 12:03)
---------------------------------------------
а вообще сама попробуй поставить "Р", не самая сложная буква. мы ее быстро поставили, а вот другие дольше. Возьми ложку чайную, переверни ее ручкой, и язык к верху его чуток поддержи, и покажи Роме, что язычок чуток "лопаткой" должен быть и до верхнего неба доставать, и пусть "др" - кает.


 
МаксяркаДата: Среда, 13.03.2013, 12:19 | Сообщение # 18
Старший модератор, консультант - наш сад
Группа: Администраторы
Сообщений: 4465
Статус:
Подарки: 60
Награды
За помощь в развитии сайта За активное участие в форуме VIP персона
У нас тоже разброс цен на логопедов от 300 и до 1000,смотря где и кто. Мы обошлись своими силами. Р была первая буква,которую я ему поставила сама. Мы не делали, как Яна пишет, мы просто пытались "ехать на машине" и "рычать" Дрррр и т п , получилось уже через несколько дней. Сейчас она уже закреплена, осталось немножко шипящие закрепить. Ну и Л,но с ней мы почти уже тоже справились.На гребаную логопедическую комиссию даже не пойдем. Сходим еще разок к моей приятельнице -логопеду для контроля по осени. Танюш, попробуй сама, Р не сложная буква(хотя , конечно, кому как)

Мой ник - Максярка!
Мое рукоделие


Мне помогают худеть диеты
 
ParazitkaДата: Среда, 13.03.2013, 12:20 | Сообщение # 19
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4335
Статус:
Подарки: 97
Награды
За помощь в развитии сайта За активное участие в форуме VIP персона
Яна, спасибо. По поводу Р он др-кае и тр-ыкает очень хорошо, он после согласной Р говорит, а вот первую либо после гласной нет sad

 
МаксяркаДата: Среда, 13.03.2013, 12:22 | Сообщение # 20
Старший модератор, консультант - наш сад
Группа: Администраторы
Сообщений: 4465
Статус:
Подарки: 60
Награды
За помощь в развитии сайта За активное участие в форуме VIP персона
Таня, а это дело тренировки. Тем более есть смысл попробовать самой,но каждый день регулярно

Мой ник - Максярка!
Мое рукоделие


Мне помогают худеть диеты
 
Форум » Я родился! » Родительский опыт » Развиваем речь или Говорят наши дети
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: