Меню сайта
Мини-чат
Статистика
Главная » Статьи » Детский массаж » Массаж от 3х до 7ми

Плоскостопие



Что такое плоскостопие
Стопа несёт большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге, прыжках и обеспечивает передвижение нашего тела в пространстве, она состоит из большого количества костей, соединённых суставами и укреплённых связками, движением которых управляют мышцы и сухожилия. С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально целесообразное анатомическое строение, поэтому от её состояния зависит плавность, лёгкость ходьбы и экономичность энергозатрат, в результате эволюционного развития человеческая стопа приобрела форму, оптимальную для опоры, балансировки, амортизации толчков и ударов при ходьбе, анатомически стопа состоит из трёх сводов, или арок. Внутренний продольный свод располагается от подошвенной поверхности пяточной кости, проходит через кости предплюсны, плюсны и заканчивается на подошвенной поверхности головки первой плюсневой кости, наружный продольный свод проходит от наружной поверхности пяточной кости до головки пятой плюсневой кости, поперечный свод расположен от головки первой до головки пятой плюсневой кости, внутренний и поперечный своды обеспечивают рессорную функцию стопы, а наружный- опорную. В образовании сводов стопы важную роль играет не только оптимальное взаиморасположение костей предплюсны, плюсны и фаланг пальцев, но также состояние связочного аппарата и согласованная работа мышц стопы и голени. Мышцы стопы, довольно многочисленные, делятся по своему расположению на две группы: мышцы тыльной и подошвенной поверхности стопы, во второй группе ещё выделяют мышцы возвышения большого пальца, возвышения мизинца и мышцы средней группы. Мышцы тыла стопы участвуют в разгибании, подошвы- в сгибании, в сведении и разведении пальцев, из мышц голени особенно важную роль в формировании сводов стопы играют передняя и задняя большеберцовые мышцы и длинный сгибатель пальцев. Для хорошего поддержания сводов определённое значение имеет различная длина пальцев ног, при египетском типе стопы наиболее длинным является первый палец и вероятность поперечного плоскостопия больше, так как изменяется опорная точка первой плюсневой кости, при греческом типе стопы самым длинным является второй палец, при этом возможно развитие продольного плоскостопия, при таком варианте основную перегрузку испытывает пяточная кость, промежуточный тип стопы- первый и второй пальцы равны по длине, наиболее устойчивый к заболеванию. Особенности детской стопы- родители должны знать, что стопа ребёнка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности, костный аппарат ещё неокрепшей детской стопы имеет в основном хрящевую структуру, мышцы и связки более подвержены растяжению. По сравнению с правильными, изящными стопами взрослого, стопы ребёнка кажутся тяжёлыми и неуклюжими, и, что часто беспокоит родителей, плоскими, если вашему малышу ещё нет трёх лет, то опасения излишни, дело в том, что у ребёнка ясельного возраста выемку свода заполняет мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу, в том, что это плоскостопие мнимое, можно убедиться простым способом: поставьте ребёнка на стол или на пол и попробуйте вложить палец под его стопу с внутреннего края, свободно входящий палец убедит вас в том, что костная конструкция стопы отделена от твёрдой поверхности стола или пола слоем жира. Кроме того, у детей величина отношения общего веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослых, поэтому на всю опорную поверхность, особенно на область свода, падают более значительные нагрузки, окончательно своды стопы формируются к трём-четырём годам, хотя относительная слабость мышечно-связочного аппарата отмечается до шести-семилетнего возраста даже у здоровых детей. Диагностика плоскостопия- итак, у ребёнка до трёх лет только плоская стопа, без признаков отклонения пятки кнаружи не болезнь, а физиологическое явление, у ребёнка старше трёх-четырёх лет наличие плоских стоп- уже патология. Если вы сомневаетесь в выраженности продольных сводов, можно проверить отпечатки стоп, это сделать несложно, для этого достаточно поставить ребёнка на лист бумаги влажными босыми ногами, на листе останутся отпечатки, которые можно оценить. Обведя отпечаток, вы можете сохранить его и сравнить с другим, сделанным по прошествии некоторого времени, для получения качественных отпечатков иногда используют краску или вазелин (детский крем), в любом случае, след на бумаге необходимо обвести, чтобы контуры не расплывались, нормальный отпечаток стопы имеет с внутренней стороны выемку, отпечаток плоской стопы выемки не имеет, если при осмотре ребёнка у вас возникли какие-либо сомнения, то необходимо проконсультироваться у врача-ортопеда.
Плоскостопие- это заболевание опорно-двигательного аппарата, которое проявляется в снижении высоты сводов стопы, некотором отклонении стопы кнаружи, по анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное или смешанное. Любое нарушение строения, а следовательно, и функции стопы неизбежно влияет на общее состояние человека, снижает его выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение, особенно важны здоровые стопы для нормального развития организма ребёнка. При плоскостопии теряется способность стопы противостоять нагрузкам, в положении стоя область внутреннего свода касается поверхности опоры и на него падает общий вес тела, расположенные на уровне свода мышцы, сосуды, нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени, чувство утомления и даже боли. Причины плоскостопия разнообразны, это и наследственная предрасположенность, парез или паралич подошвенных мышц стопы или мышц голени, травмы костей стопы и лодыжек, слабость мышц и костей в результате перенесённого рахита, перегрузка стоп на фоне слабости мышечно-связочного аппарата. Неблагоприятно сказываются на состоянии стоп избыточный вес ребёнка, частые заболевания и ношение плохо подобранной обуви. Особенно часто плоскостопие развивается у детей с плосковальгусной установкой стоп, этот дефект, по последним данным, свидетельствует о врождённой аномалии нервной системы и влечёт за собой дальнейшие нарушения развития скелета. Определить плосковальгусную деформацию стоп вполне по силам каждому родителю, достаточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребёнка со спины, у здорового пятка расположена соответственно продольной оси голени, у больного пятка заметно отклонена кнаружи. У большинства детей деформация стоп сопровождается нарушением осанки, так как Уплощение сводов влияет на положение таза и позвоночника. ечение плоскостопия
Плоскостопие- прогрессирующее заболевание, поэтому чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит, и наоборот, запущенные случаи лечатся труднее. Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма, лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь- средств для лечения достаточно, важно, чтобы этот процесс был регулярным и достаточно длительным, коррекция деформации стоп продолжается до десяти-двенадцатилетнего возраста, но лучше вылечить ребёнка к четырём-шести годам. Ортопедическое лечение включает в себя ношение рациональной обуви и специальные ортопедические мероприятия. Рациональная обувь должна соответствовать следующим требованиям: быть устойчивой, плотно охватывать стопу, иметь высокий и жёсткий задник, фиксирующий пятку, детям дошкольного возраста лучше носить высокие ботиночки, стабилизирующие голеностопный сустав. Каблук- обязательная деталь, но он должен быть не слишком высокий, около двух сантиметров, если каблук высокий, то центр тяжести тела перемещается и основная нагрузка падает на передний отдел стопы, в результате чего перенапрягаются мышцы и связки стоп, кроме этого происходит изменение угла наклона таза и, соответственно, нарушение осанки. Дети с плоскостопием не должны носить мягкую обувь, например, валенки, резиновые сапоги, мягкие тапочки, чешки, сандалии без задника. Часто одной рациональной обуви для исправления плоскостопия недостаточно, тогда применяют ортопедические стельки или ортопедическую обувь. Эти средства лечения достаточно эффективны, так как облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, без назначения врача заказывать индивидуальные, а тем более покупать готовые ортопедические стельки нельзя, такие стельки могут нанести стопе ребёнка больше вреда, чем пользы. Ортопедические стельки вкладывают в обувь, хорошо фиксирующую стопу, стельки в сочетании с тапочками и сандалиями никакого лечебного эффекта не дают, так как стелька занимает определённый объём, обувь должна быть на один размер больше, чем требуется по длине стопы. Учтите, что стельки имеют определённый срок годности, индивидуально изготовленные стельки из пробки необходимо менять не реже одного раза в полгода, готовые (из более мягких эластичных материалов) следует менять ещё чаще, каждые три-четыре месяца. Ортопедическая обувь заказывается в специальных мастерских по направлению врача-ортопеда, такой обуви следует иметь как минимум две пары, одну для улицы, другую для дома. Специальная обувь и стельки не исправляют деформацию, а только предотвращают её дальнейшее развитие, пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как довольно быстро развивается атрофия мышц стопы, эти костыли стоит использовать во время длительного пребывания ребёнка на ногах. При отсутствии эффекта от коррекции с помощью ортопедической обуви используют этапные гипсовые повязки для того, чтобы нормализовать соотношение костей в суставах стопы, во время сна применяют лонгеты, при тяжёлых формах плоскостопия с постоянными сильными болями показано оперативное лечение. Ортопедическая коррекция стоп проводится только в сочетании и на фоне других методов лечения (физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики). Физиотерапевтическое лечение- физиотерапевтические процедуры при лечении плоскостопия назначаются достаточно широко и проводятся, в основном, в условиях поликлиники специалистами, исключение составляют, пожалуй, тепловые процедуры, которые можно проводить дома. Парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации можно накладывать на всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепловое воздействие на наружной поверхности голени и тыльной поверхности стопы. Для парафиновых аппликаций оптимальная температура 48-50 градусов длительностью процедуры 30-40 минут ежедневно или через день, для озокеритовых аппликаций достаточно температуры тридцати-сорока градусов в течение пятнадцати-двадцати минут два дня подряд с перерывом на третий, курс лечения 15-20 процедур, повторяя его через 2-3 месяца, тепловые процедуры дают максимальный эффект, если после них проводить лечебную гимнастику. В домашних условиях можно применять контрастные ножные ванны, для этого нужны два тазика с водой, один- с горячей (40-45), другой- с холодной (16-20) градусов, ребёнок погружает ноги попеременно то в горячую, то в холодную воду на несколько секунд, процедура длится 5-10 минут и проводится ежедневно или через день в течение двух-трёх недель, ванны не только укрепляют мышцы и тренируют сосуды стоп, но и обладают замечательным закаливающим эффектом.

Массаж при плоскостопии- в педиатрической практике специальный массаж чаще проводится на фоне общеукрепляющего массажа всего тела (за исключением рук), если это по каким-либо причинам невозможно (мало времени или нет достаточной подготовки), то можно ограничиться массажем спины и ног. Родители, Будьте внимательны при обращении к специалистам (особенно платным), массаж только ног малоэффективен, управление мышцами нижних конечностей осуществляется нервами, которые берут начало в поясничном отделе спинного мозга, поэтому в любом случае массаж ног должен начинаться с массажа поясничной области. При плоскостопии проводится общетонизирующий, то есть Достаточно энергичный симметричный массаж, ребёнок лежит на животе, руки вдоль тела, голова повёрнута набок, Чтобы малыш не замёрз во время сеанса массажа, прикройте его простынкой, под голеностопный сустав положите небольшой валик.

План массажа-

поясничная область спины, ягодично-крестцовая область, массаж задней поверхности ног (сначала массируется одна нога, затем- другая) в следующей последовательности: бедро, голень, ахиллово сухожилие, подошва, Ребёнок меняет положение- переворачивается на спину, валик перекладывается под колени: массаж передней поверхности ног в следующей последовательности: стопа (тыльная поверхность), голеностопный сустав, голень, коленный сустав, бедро. Курс достаточно длительный- 16-20 сеансов, повторяется 3-4 раза в год.
Массаж при плосковальгусных стопах- в детском возрасте плоскостопие чаще сочетается с отклонением пяток кнаружи, такие стопы называют плосковальгусными, в этом случае проводится дифференцированный массаж нижних конечностей (то есть Одни мышцы необходимо расслаблять, а другие, наоборот тонизировать). План массажа тот же, что и при плоскостопии, однако есть некоторые отличия в методике и технике.
План массажа- поясничная область-

после общего поглаживания всей спины проводится поглаживание области поясницы от позвоночника в обе стороны и книзу, затем тщательное растирание, применяя достаточно интенсивные приёмы (растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев, основанием ладоней, пересекание), разминание в виде надавливания, сдвигания, ударные приёмы не проводятся. Ягодично-крестцовая область- поглаживание в круговом или X-образном направлении, интенсивное растирание, особенно крестцовой области, Разминание ягодичных мышц выполняется двумя руками (поперечное, разнонаправленное) энергично, но мягко, ударные приёмы (поколачивание, рубление) можно применять смело, они хорошо укрепляют мышцы. Массаж задней поверхности ног- вначале проводится поглаживание по всей длине ноги, затем массируют отдельно бедро, голень, ахиллово сухожилие, подошву. Бедро- поглаживание (глубокое) выполняется снизу вверх от подколенной ямки по задненаружной поверхности до подъягодичной складки, энергичное растирание, продольное или поперечное разминание часто делается в сочетании с потряхиванием для лучшего расслабления мышц, можно применить лёгкие ударные приёмы, например, похлопывание. Голень- на задней поверхности голени проводится дифференцированный массаж, так как состояние головок икроножной мышцы различно (наружная головка излишне напряжена, внутреняя ослаблена и растянута), после общего поглаживания производится избирательное воздействие на икроножную мышцу, а также и на мышцы глубокого слоя, лежащие под ней, по наружной (латеральной) головке выполняется лёгкое растирание подушечками пальцев, широко используются расслабляющие приёмы (поглаживание, мягкое и сильное разминание в сочетании с потряхиванием, вибрация, растяжение в сочетании с вибрацией), на внутренней (медиальной) головке применяют стимулирующий (тонизирующий) массаж (интенсивное растирание, энергичное разминание, лёгкие ударные приёмы- поколачивание, рубление). Ахиллово сухожилие- здесь используют щипцеобразное поглаживание, щипцеобразное растирание и разминание, особое внимание следует уделить местам перехода сухожилия в икроножную мышцу и прикрепления его к пяточному бугру. Подошвенная поверхность стопы- положение стопы при массаже подошвы- лёгкая супинация (подъём внутреннего края стопы), одна рука поддерживает стопу, другая производит массажные приёмы- в данной области применяют самые интенсивные приёмы поглаживания и растирания (гребнеобразные), причём, если ребёнок боится щекотки,- попробуйте воздействовать ещё глубже (чем глубже проводится приём, тем больше его успокаивающий эффект), кроме того, можно сделать лёгкое рубление или поколачивание, а затем провести разминание наружного края стопы, затем массируется задняя поверхность другой ноги. Ребёнок меняет исходное положение, переворачивается на спину, валик помещается под коленями для лучшего расслабления мышц бедра- массаж передней поверхности ног- поглаживание по всей длине ноги, затем массируется тыльная поверхность стопы, голеностопный сустав, голень, коленный сустав, бедро. Тыльная поверхность стопы- здесь проводится расслабляющий массаж (большое количество поглаживаний, потряхиваний, поперечное растирание пальцев стопы, граблеобразное- межкостных промежутков, сдвигание костей плюсны относительно друг друга, плющеобразное разминание краёв стопы), стопа удерживается в положении лёгкой супинации. Голеностопный сустав- при массаже этой области особое внимание уделяют внутренней лодыжке, кроме кругового поглаживания и растирания делают тонизирующие точечные надавливания вокруг лодыжки. Передняя поверхность голени- массаж носит расслабляющий характер, применяется поглаживание по передненаружной поверхности голени, лёгкое растирание, мягкое разминание и вибрация по длине мышц ладонью. Коленный сустав- круговое поглаживание и растирание. Передняя поверхность бедра- массаж традиционный, применяются все обычные в этой области приёмы, не забудьте, что массаж делать надо на обеих ногах. Продолжительность всего сеанса массажа (без упражнений) 15-20 минут, курс 12-20 сеансов ежедневно или через день, эффективным считается повторение курса 3-4 раза в год, обязательно в сочетании с лечебной гимнастикой. Массаж нормализует тонус мышц стопы и голени, укрепляет ослабленные, растянутые мышцы и расслабляет напряжённые, а это очень важно для восстановления их согласованной работы, кроме того, улучшая кровоснабжение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы, приносит облегчение в случае болей в стопах и восстанавливает нормальные условия для развития и роста нижних конечностей.
Пассивные движения- движения, которые выполняются с помощью рук взрослого, они проводятся сразу после массажа или тепловых процедур. Цель пассивных движений-• увеличение объёма движений стопы, чаще всего применяется тыльное и подошвенное сгибание стопы, сгибание и выпрямление пальцев, вращательные движения стоп, поворот стоп подошвами вовнутрь, нормализация положения пятки (то есть Приведение её к средней линии).
Лечебная гимнастика- стопы человека предназначены, в первую очередь, для ходьбы, а при стоянии на них падает максимальная нагрузка, каждый из нас может убедиться на себе, что положение стоп при стоянии отличается от положения при ходьбе. При стоянии стопы имеют тенденцию к пронации, то есть Тяжесть тела падает не только на наружные, но и на внутренние края стоп, опасность состоит в том, что внутренний край не предназначен нести такую нагрузку, поэтому мышцы быстро утомляются и внутренний свод снижается, поэтому крайне важно сформировать у ребёнка правильный навык стояния и ходьбы. Формирование правильного навыка стояния- при стоянии следует ставить стопы параллельно, на небольшом расстоянии друг от друга, тяжесть тела должна равномерно распределяться на пятку и носок и падать на внешний край стопы. Для того чтобы проверить, правильно ли стоит ребёнок, можно оценить отпечатки его ног на песке или мягкой земле, они будут иметь одинаковую глубину и выемку с внутренней стороны. Для совершенствования этого навыка можно предложить ребёнку следующее упражнение: стоя правильно, пытаться направлять тяжесть тела на внешние края стоп, слегка поворачивая их кнутри (супинируя), одновременно сильно нажимать пальцами на опору, чтобы ребёнку было понятнее, что от него требуют, попросите его слегка приподнять большие пальцы ног, не отрывая остальных от опоры. Это упражнение можно и нужно выполнять часто, несколько раз в день, дома и на улице, используя любую возможность, обувь, если она правильно подобрана, не мешает движениям. На прогулке старайтесь творчески использовать неровности рельефа, приспособления на детской площадке, детям очень полезно стоять (а лучше, ходить) по скошенной доске, бревну, балансировать на округлых камнях, передвигаться по небольшим камешкам, кочкам, дорожку из округлых камешков можно выложить на дачном участке или детской площадке. Если ребёнок вынужден спокойно стоять рядом с вами в ожидании транспорта или в очереди, то предложите ему поиграть стопами, например, поднимать пальцы ног, сокращать стопы вместе или поочерёдно, или перекатываться с пятки на носок и обратно, или стоять на наружных краях стоп, как мишка косолапый. Эти упражнения не только развлекут ребёнка, но и послужат хорошей тренировкой мышечно-связочного аппарата стоп, кроме того, движения согреют стопы, что очень существенно в холодную и сырую погоду для профилактики простудных заболеваний. И ещё раз об обуви, тесная, стесняющая движения обувь- самое страшное для детских стоп, страдают не только мышцы и связки, но и нарушается кровообращение в стопах, что приводит к значительному переохлаждению даже в небольшой мороз, к частым простудам, воспалительным заболеваниям мочевого пузыря и почек. Формирование правильного навыка ходьбы- при ходьбе важно, чтобы стопы шли параллельно, недопустимо разворачивать носки внутрь или кнаружи, в обоих этих случаях нагрузка на стопы будет неравномерной. В момент шага, когда нога ставится на землю, она опирается прежде всего пяткой, а потом передней частью, в это время её дуги сплющиваются под тяжестью тела. Нормальная стопа возвращается в своё прежнее положение в результате активности мышц и эластичности связок, но плоская стопа в сочетании с неправильным положением носков не в состоянии компенсировать нагрузку, что приводит к ещё большей деформации. Если ребёнок ходит, поворачивая стопы внутрь (косолапит), то необходимо предлагать ему, противодействуя этой привычной установке, ходить, слегка разворачивая носки, с целью коррекции походки можно использовать специальные дорожки, которые выкладываются из кирпичей или других подручных материалов. При ходьбе с разворотом носков кнаружи (балетная походка) предлагайте ребёнку пройти по узкой дорожке шириной до пятнадцати-двадцати сантиметров, по бортику тротуара, бревну, доске. Навык правильной ходьбы формируется не один день, поэтому самое главное- постоянный контроль и внимание со стороны взрослых, кроме того, важно, чтобы ребёнок ходил легко и ритмично, что зависит от его общего физического состояния, координации и согласованной работы мышц всего
Упражнения для лечения плоскостопия-

Лечебная гимнастика является основным методом лечения плоскостопия и его профилактики, самое важное состоит в том, каким образом ребёнок будет воспринимать занятия, вам надо не просто предоставить ему возможность упражняться, следует прививать ребёнку любовь к движениям. Для того, чтобы гимнастика приносила больше радости ребёнку, обыгрывайте упражнения, включайте специальные игры, делать упражнения можно когда угодно и где угодно, нет необходимости создавать специальные условия, главное- упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку. При плоскостопии необходимо укреплять мышцы ног, особенно сгибатели стопы и пальцев, мышцы, поворачивающие стопу подошвой кнутри. Для того чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы, лучше начинать с упражнений, выполняемых в положении сидя, затем, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, переходить к упражнениям в положении стоя. Упражнения, выполняемые в положении сидя: сгибание и разгибание стоп, сжимание и разжимание пальцев, круговые движения стопами по максимальной окружности в обе стороны, поворот стопами подошвами внутрь, захват и удержание округлого предмета (мячика, кегли) подошвами, сжимание резинового мячика подошвами, катание подошвами округлого предмета, попеременные удары носками и пятками в пол, захват и поднимание с пола мелких предметов и то же самое, но со скрещёнными ногами, собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу. Очень полезно для лечения плоскостопия кататься на велосипеде, причём важно следить, чтобы ребёнок нажимал на педали пальцами, а не серединой стопы. Упражнения, выполняемые в положении стоя (эти движения лучше делать, держась за опору на уровне груди): сокращение стоп, перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку, собирание с пола мелких предметов или ткани пальцами ног, сведение и разведение пяток, стоя на носках, приседание на носки. Упражнения, выполняемые в ходьбе: ходьба на носках, на пятках, на носках с поворотом пяток внутрь, на наружных краях стоп, по ребристой доске. Все вышеперечисленные упражнения достаточно просты и доступны детям, организовывая занятия лечебной гимнастикой, вы можете выбрать несколько (3-5) упражнений и делать их, пока малышу не надоест, причём движения стопами в положении сидя предпочтительнее в начале курса лечения, затем к ним добавляют упражнения в положении стоя и упражнения в ходьбе. Все упражнения следует делать медленно, тщательно, до появления у ребёнка ощущения усталости, количество движений определяется индивидуально, в зависимости от возраста ребёнка и выносливости его мышц, увеличивать нагрузку можно, увеличив количество повторений одного упражнения или введя новое, помните: для эффективности занятия важно не разнообразие, а качество выполнения движений. Игровые упражнения для ног: «пройди по линии»- начертите мелом на полу прямую линию и предложите ребёнку пройти по ней несколько раз. Журавль на болоте- ребёнок ходит, останавливаясь и высоко поднимая ногу, сильно согнутую в колене. Конькобежец- стать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину, сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны, подражая движениям конькобежца. Хлопки под коленом- стать прямо, ноги вместе, руки опустить, быстро поднимать прямую ногу вперёд и хлопнуть под ней, повторить поочерёдно каждой ногой. «Присядь у стены»- стать прямо у стены, прикасаясь к ней пятками, ягодицами, лопатками и затылком, руки опустить, присесть пониже на носках и затем встать, не отрываясь от стены, повторить медленно несколько раз. «Перешагни через руки»- стать прямо, ноги вместе, руки опустить и сцепить перед собой, слегка наклоняясь вперёд, перешагнуть через руки, повторить в среднем темпе несколько раз каждой ногой. Лыжник- ходить широкими шагами, сгибая впереди стоящую ногу (делая выпад) и, поочерёдно поднимая руки вперёд, подражая движениям лыжника. «Присядь комочком»- стать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить, присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. «Сядь-встань»- стать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить, медленно сесть и встать, помогая себе руками. «Сядь по-турецки»- стать прямо, ноги скрестить, руки опустить, медленно садиться на пол по-турецки и вставать, стараясь не помогать себе руками, тяжесть тела следует равномерно распределять на обе ноги, на наружные края стоп. Утиная ходьба- ребёнок приседает, кладёт себе руки на колени и таким образом передвигается. Лошадка- ребёнок вприпрыжку бегает, изображая лошадку. «Попрыгай, как мячик»- стать прямо, ноги вместе, руки опустить, прыгать на носках, передвигаясь мелкими прыжками. «Попрыгай на одной ноге»- мелкими прыжками прыгать то на одной, то на другой ноге. «Потанцуй»- ребёнок стоит прямо, ноги вместе, руки на поясе, попеременно выставляет ноги вперёд то на носок, то на пятку. Упражнения с предметами с мячом среднего размера- «Подними мяч ногами»- сесть на пол, ноги вытянуть вперёд, руками опираться сзади (на предплечья), захватить стопами мяч, поднять его повыше. «Переложи мяч ногами» (исходное положение прежнее)- захватив мяч стопами, приподнять его и переложить поближе к себе, разворачивая колени в стороны. «Перекинь мяч ногами»- сесть, вытянув ноги и опираясь сзади на локти, захватив мяч ногами, приподнять его и попытаться перекинуть за голову. «Подкати мяч»- сесть, положить мяч на пол перед собой, руками опереться сзади (на предплечья), стопы положить на мяч, сгибая ноги и перебирая стопами, подкатить мяч к себе, а затем откатить от себя. Футбол- ребёнок водит мяч ногами. С гимнастической палкой малого размера- «Перешагни через палку»- стать прямо, ноги слегка расставить, палку держать внизу за концы горизонтально перед собой, высоко поднимая ноги, перешагнуть через палку вперёд и обратно, повторить несколько раз, не выпуская палку из рук. «Перешагни сидя»- сидя, ребёнок держит палку за концы, переносит поочерёдно ноги через палку, а затем возвращает их обратно. «Подними палку ногами»- сидя, одной ногой придерживать палку снизу, другой- сверху и стараться приподнять её. «Перенеси ноги через палку»- лечь на спину, держать палку в вытянутых руках перед собой, сильно сгибая ноги, стараться перенести их через палку и возвратиться в исходное положение. «Пройди по палке»- ребёнок ходит по палке, положенной на пол, взрослый может помогать, поддерживая его за руку. «Пройди по палке боком»- ребёнок передвигается боком по палке приставными шагами. Упражнения с кеглями- «Перешагни через кегли»- кегли расставить на полу на расстоянии шага, ребёнок перешагивает через них, высоко поднимая колени. Прыжки вокруг кегли- ребёнок легко прыгает вокруг кегли, стараясь не уронить её. «Перешагни через кеглю»- ребёнок держит кеглю в опущенных руках за оба конца (как палку), перешагивает через неё, стараясь не задеть и не выпустить из рук. «Подними кеглю ногами»- сидя на полу с опорой руками сзади, ребёнок захватывает кеглю подошвами и приподнимает её. «Переставь кеглю» (исходное положение прежнее)- стараться переставлять на полу кеглю, не роняя её. Ходьба или бег змейкой- поставьте кегли по прямой линии или по кругу на расстоянии метра друг от друга, предложите ребёнку обходить их справа и слева змейкой, затем обегать змейкой, стараясь их не уронить. Упражнения с толстой верёвкой или скакалкой- «Сложи верёвку»- ребёнок сидит и пытается вытянутую на полу верёвку собрать пальцами ног. «Подними верёвку»- сесть на пол, опираясь руками сзади, вытянутую верёвку положить перед выпрямленными ногами, захватить верёвку пальцами ног, поднять её и удерживать некоторое время. «Пройди по верёвке»- положить вытянутую верёвку на пол и предложить ребёнку пройти по ней, сохраняя равновесие. Прыжки через верёвку боком- вытянутую верёвку положить на пол, маленькими прыжками вправо и влево боком перепрыгивать через верёвку, продвигаясь вперёд. Прыжки через скакалку- научите ребёнка прыгать через маленькую (полутораметровую) скакалку мелкими, быстрыми и лёгкими прыжками. Упражнения на снарядах- если есть возможность, используйте в занятиях такие простейшие снаряды, как гимнастическая скамейка, лесенка или шведская стенка. Упражнения на гимнастической скамейке- ходьба по скамейке- ребёнок ходит по скамейке с различными положениями рук (на поясе, в стороны, вперёд, за голову). «Опустись на колено»- ходить по скамейке, чередуя ходьбу с опусканием то на правое, то на левое колено и подниманием рук в стороны. Ходьба на носках- ходить по скамейке на носках, подняв руки в стороны и стараясь сохранить равновесие. Ходьба с высоким подниманием колена- ходить по скамейке, высоко поднимая колени, не теряя равновесия, руки в стороны. Ходьба с мячом на голове- ходить по скамейке, удерживая мяч руками на голове. «Попрыгай»- передвигаться по скамейке мелкими прыжками на носках. Ходьба боком- ходить по скамейке приставным шагом в одну, затем в другую сторону. «Пройди по рейке»- ходить по рейке перевёрнутой скамейки, взрослый помогает, поддерживая ребёнка за руки. Ходьба боком по рейке- ходить по рейке перевёрнутой скамейки приставным шагом, взрослый поддерживает ребёнка за руки. «Перепрыгни через скамейку»- опираясь обеими руками о скамейку, перепрыгивать через неё с одной стороны на другую. Упражнения на лестнице- «Пройди по лестнице»- положите лестницу на пол и предложите ребёнку пройти по ней, шагая с одной ступеньки на другую. «Шагай через ступеньки»- предложите ребёнку пройти, перешагивая через ступеньки. «Сохраняй равновесие»- ребёнок ходит по боковым перекладинам лестницы, стараясь сохранить равновесие. Ходьба на четвереньках ходить по лежащей на полу лестнице на четвереньках ногами по боковым перекладинам, руками- по ступенькам. «Пройди вверх»- поставить лестницу наклонно, слегка приподняв один её конец над полом и закрепив его, предложите ребёнку пройти по лестнице вверх, поддерживая его за руку. Упражнения на гимнастической стенке- лазание- ребёнок залезает по ступенькам шведской стенки вверх и спускается. Ходьба боком- ребёнок передвигается по нижней ступеньке приставным шагом в одну сторону, затем по следующей- в другую. Приседание- стать на нижнюю ступеньку, держась на уровне пояса, сделать несколько приседаний. Подвижные игры- игры не только развлекают ребёнка, придают занятиям более живой и весёлый характер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно-двигательный аппарат, кроме того, в игре развивается навык совместной деятельности, для более эффективной тренировки мышц и связок стоп игровые задания следует выполнять без обуви. Ловкие ноги- дети сидят на полу, опираясь сзади руками, ноги вытянуты вперёд, между стопами мяч, обхватив мяч стопами, перекладывают его в сторону, передавая следующему, если дети сидят в кругу, то передают мяч по кругу, можно играть командами, выигрывает та команда, которая быстрее передаст мяч. Барабан- дети сидят на стульях (скамейке), взрослый сидит напротив и в определённом ритме отбивает такт, поочерёдно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно, дети повторяют за ним, пятки остаются плотно прижатыми к полу, игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки в это время плотно прижаты к полу. «Кто быстрее спрячет простынку»- дети сидят на стульях (скамейке), у каждого ребёнка должна быть своя простынка длиной 50-60 сантиметров, по сигналу взрослого дети начинают собирать простынку пальцами ног, выигрывает тот, кто быстрее подберёт её под стопы. «Донеси платочек»- дети сидят на стульях (скамейке), у каждого ребёнка под ногами платочек, нужно захватить платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом (прыгая на одной ноге, на четвереньках) до противоположного конца зала, тоже самое повторить другой ногой, выигрывает тот, кто быстрее донесёт платочек, ни разу не уронив его. Великан и карлик- великаны ходят, приподнимаясь на носках как можно выше, карлики передвигаются, присев на корточки. Лошадка- дети двигаются по кругу, подражая ходу лошади, в различных темпах (шагом, рысью, галопом). «Пройди- не ошибись»- дети проходят по намеченной мелом на полу линии, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги, затем идут обратно спиной вперёд, ставя носок к пятке. Футболисты- двое детей становятся друг против друга на расстоянии 20 шагов, позади каждого на расстоянии метра устанавливаются полутораметровые ворота , один из играющих должен забросить мяч, ведя его то правой, то левой ногой, в ворота противника, если играющих много, то можно играть несколькими командами. Ходьба змейкой- установить кегли (мячи, кубики) В ряд на расстоянии метра друг от друга, дети, держась за пояс впереди стоящего, обходят колонной кегли, стараясь их не задеть. Резвый мешочек- играющие становятся в круг, водящий стоит посередине, он вращает верёвку с узлом на конце (мешочком, наполненным песком), дети следят за мешочком и при его приближении стараются пер

Источник: http://взято с просторов интернета
Категория: Массаж от 3х до 7ми | Добавил: Максярка (18.12.2008)
Просмотров: 29495 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.4/33
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]