Некоторые уже знакомые упражнения выполняются из новых исходных положений: сидя или стоя, это немного усложняет и разнообразит занятия.
Массаж проводится по прежнему плану с использованием всех приемов.
Итак, основной задачей занятий с ребенком в возрасте 9-12 месяцев
является: максимальное разнообразие движений и развитие
самостоятельности ребенка. Используйте комплекс предложенных здесь
упражнений, а также массаж и плавание.
V комплекс упражнений План занятий 1. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой. 2. Сгибание и разгибание ног, попеременно 5-6 раз каждой ногой. 3. Поворот со спины на живот, по 1 разу в каждую сторону. 4. Массаж спины и ягодиц. 5. Поднимание туловища из положения на животе, 1-2 раза. 6. Массаж живота. 7. Поднимание выпрямленных ног до палочки, 3-4 раза. 8. Наклоны, 2-3 раза. 9. Приседания, 4-6 раз. 10. Массаж груди. 11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно, 1-2 раза. 12. Круговые движения руками, 4-6 раз. 13. «Тачка» (ходьба на руках). 14. Обучение ходьбе. 15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию. Методические замечания 1. «Бокс» в положении сидя или стоя Сгибайте
и разгибайте руки ребенка, вложив ему в кисти кольца или другие удобные
для захвата игрушки. Во время выполнения этого упражнения малыш сидит
или стоит.
2. Сгибание и разгибание ног попеременно делаются в различном темпе, имитируя ходьбу и бег (см. IV комплекс № 2). Ребенок выполняет эти упражнения самостоятельно или с помощью взрослого.
3. Поворот со спины на живот в обе стороны В
возрасте 9-10 месяцев ребенок поворачивается самостоятельно по просьбе
взрослого: «Повернись на живот», и в ту сторону, где лежит интересующая его игрушка.
4. Массаж спины Напомним план массажа спины и ягодичной области: — поглаживание по всей спине ребенка, 2-3 раза, — растирание подушечками пальцев и пиление по всей спине и ягодицам (до легкого порозовения кожи), — поглаживание, 2-3 раза, — разминание длинных мышц спины (вдоль позвоночника), используя щипцеобразное разминание, — разминание ягодичных мышц, поочередно 5-6 раз каждую, — поглаживание, 2-3 раза, — стимуляция ягодичных мышц поколачиванием или пощипыванием. 5. Поднимание из положения на животе в вертикальное положение Вложив
в кисти ребенка кольца, отведите руки ребенка в стороны и вверх к
голове на уровень ушей (см. IV комплекс № 12). Ребенок поднимает
голову, затем встает на колени, а потом, опираясь на одну согнутую
ногу, встает во весь рост.
6. Массаж живота Напоминаем план массажа: — поглаживание: круговое, встречное, по косым мышцам живота, по 2-3 раза каждый прием, — растирание подушечками пальцев, — стимулирующее пощипывание вокруг пупка, — поглаживание: все приемы по 2-3 раза каждый. 7. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног И. п.: ребенок лежит на спине. Держите палочку (или игрушку) на высоте выпрямленных ног ребенка и предложите ему дотянуться до палочки ногами, говоря: «Подними ноги».
Вначале выполнение этого упражнения несовершенно: ноги ребенка согнуты
в коленях, стопа распластана, живот не втянут. В таком случае
прикоснитесь палочкой к ступням ребенка, побуждая его удерживать ее
пальцами и поднимать ноги до прямого угла с туловищем (рис. 76).
Упражнение становится активным и повторяется 3—4 раза в медленном темпе.
Рис. 76. «Подними ноги до палочки»
8. Наклоны И. п.: ребенок стоит спиной к взрослому. Прижмите
спину ребенка к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени,
предупреждая сгибание ног; ладонь правой руки положите на живот —
для поддержки туловища. Положите на стол перед ребенком любимую игрушку
и попросите: «Наклонись, достань игрушку» и т. п., побуждая малыша
наклониться за игрушкой, не приседая (рис. 77), затем выпрямиться (рис.
78). Это упражнение повторяется 2-3 раза детьми, которые могут стоять
без опоры, и является активной тренировкой для мышц спины ребенка.
Рис. 77. «Наклонись, достань игрушку»
Рис. 78. «Взял палочку!»
9. Приседания Если ребенок хорошо стоит без
опоры, то возьмите его за руки и побуждайте присесть на корточки (рис.
79), разводя колени в стороны, а затем встать, приговаривая:
«Присядь, встань». Следите за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли
на столе. В момент вставания поднимите руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки. Повторите 4-6 раз.
Рис. 79. Приседание на корточки
10. Массаж груди Поглаживание верхней части груди, 2-3 раза. Поглаживание но межреберьям, 2-3 раза.
11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно Ребенок
легко присаживается с поддержкой за одну руку (рис. 80). После 10
месяцев ребенок присаживается самостоятельно. Зафиксируйте колени
ребенка руками, не давая им сгибаться. Попросите малыша: «Сядь, возьми
игрушку» (рис. 81). Если ребенок свободно садится, то упражнение
делается один раз. Если же малыш помогает себе, опираясь на локоть, то
повторите движение с опорой на локоть другой руки.
Рис. 80. Присаживание с поддержкой за одну руку
Рис. 81. Самостоятельное присаживание
Рис. 82. Ходьба с поддержкой
12. Круговые движения руками И. п.: ребенок сидит. Это
хорошо знакомое вам упражнение делайте с игрушками в медленном темпе
под ритмичный счет. Затем попросите малыша сделать эти движения
самостоятельно.
13. «Тачка» (ходьба на руках) И. п.: ребенок лежит на животе. Приподнимите
малыша в горизонтальном положении, поддерживая его под бедра, гак чтобы
он опирался на ручки. Положите впереди при влекательную игрушку и
побуждайте ребенка переставлять руки, приближаясь к ней. Повторите это
упражнение 2-3 раза. Это упражнение укрепляет почти всю мускулатуру
тела, тренирует опорность рук.
14. Обучение ходьбе Поставьте
ребенка ножками на свои ноги, спиной к себе. Поддерживайте его за плечи
или под мышки. Скажите: «Давай, походим» и пройдите короткое расстояние
(рис. 82).
15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию Ваш
малыш хорошо передвигается на четвереньках, усложните ему задачу,
устанавливая на пути различные препятствия. Предложите подлезть под
невысокий столик, стул и т. п., заинтересовывая игрушкой. Поощряйте
стремление ребенка забираться на диван, кресло и т. д., спускаться с
них, перелезать через подлокотники, подушки. Обучение ходьбе и лазанию
лучше проводить вне занятий, в любое удобное время. Это игра, игра
веселая и увлекательная. Активно участвуйте в ней, придумывая новые
задания. Станьте сами ребенком — хоть ненадолго!
Источник: http://взято с просторов интернета |