Сформулируем цель занятий с детьми 4-6 месяцев: — окончательно нормализовать тонус мышц ног, — воспитать опорную реакцию стоп, — научить ребенка удерживать предметы, — развивать ритмичность движений. Для этого используем: — ласковое общение с ребенком во время занятий, ритмичный счет, — активные упражнения, основанные на врожденных рефлексах и стремлении малыша сесть, — пассивные упражнения, — игрушки, соответствующие возрасту, — плавание, — массаж всего тела, включающий более интенсивные приемы. Массаж детей этого возраста становится еще более продолжительным и сложным. Помимо поглаживания и растирания, вводится новый прием:
разминание. В детской практике используются самые нежные варианты
разминания: валяние, продольное разминание. Валяние выполняется прямыми
ладонями обращенных друг к другу рук (мышцы помещаются между ними),
продольное разминание делается одной рукой, другая в это время
удерживает конечность ребенка. Движения должны быть мягкими,
ритмичными, в среднем темпе (напоминают движения рук при замесе теста).
Избегайте резких рывков и защипывания кожи между пальцами. Для
укрепления мышц применяются стимулирующие приемы: поколачивание и
пощипывание, которые надо делать быстро, ритмично и легко. Не
забывайте, что массаж любой части тела начинается и заканчивается общим
поглаживанием. Поглаживание также выполняется между другими приемами. III комплекс упражнений План занятий 1. Массаж рук: — поглаживание, 3-4 раза по каждой руке; — кольцевое растирание, 3—4 раз по каждой руке; — поглаживание, 2-3 раза по каждой руке. 2. Скрещивание рук на груди, 6-8 раз. 3. Массаж ног: — поглаживание, 2-3 раза по каждой ноге; — кольцевое растирание, 3-4 раза по всей длине ноги; — поглаживание, 2-3 раза; — разминание: валяние или продольное разминание, 2-3 раза по всей длине ноги; — поглаживание, 2-3 раза. 4. Скользящие шаги, 5-6 раз каждой ногой. 5. Одновременное сгибание и разгибание ног, 5-6 раз. 6. Поворот со спины на живот, 2-3 раза в каждую сторону. 7. Массаж спины и ягодиц: — поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности; —
растирание: подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев
или пиление, 3-4 раза по всей поверхности; поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности; разминание: по длинным мышцам спины по 5-6 движений, и разминание одной рукой ягодичных мышц, по 5-6 движений; поглаживание, 2-3 раза всей спины и ягодиц; стимулирующие приемы: поколачивание или пощипывание ягодичных мышц. 8. «Парение» в положении на животе, 1 раз несколько секунд. 9. Массаж живота: — поглаживание круговое, встречное, по косым мышцам живота — каждое движение 2-3 раза; — растирание: подушечками пальцев, 2-3 раза по всей поверхности, и пиление по прямым мышцам живота, 2-3 раза; — стимулирующий прием: пощипывание вокруг пупка; — поглаживание — все приемы по 2-3 раза. 10. Присаживание с прогибанием позвоночника, 1 раз. 11. Массаж стоп и рефлекторные упражнения: — поглаживание, 2-3 раза каждую стопу; — растирание, 5-6 раз; — поколачивание; — поглаживание, 2-3 раза; — сгибание и разгибание стоп, по 5-6 раз каждое движение. 12. Подтанцовывание. 13. Массаж груди: — поглаживание, 2-3 раза; — вибрационный массаж, 3-4 раза; — поглаживание, 2-3 раза. 14. «Парение» на спине, 1 раз несколько секунд. 15. «Бокс», или круговые движения руками, 5-6 раз. 16. Ползание.
Методические замечания 1. Массаж рук Выполните
3-4 поглаживания по всей длине руки, затем — кольцевое растирание 3-4
раза и снова — поглаживание (см. II комплекс № 1). После 4 месяцев, если тонус мышц уравновешен и кисть хорошо раскрыта, массаж рук можно не делать. 2. Скрещивание рук на груди (см. II комплекс, № 2) Ребенок
уже хорошо держится за ваши пальцы, поэтому кисть можно не
придерживать. Темп движений меняйте от медленного к более быстрому,
затем — снова к медленному. Упражнение сопровождается ритмичным счетом. 3. Массаж ног Выполните
2-3 поглаживания по всей длине ноги, затем — кольцевое растирание по
наружной поверхности 2-3 раза (см. II комплекс №. 3). Следующий
прием — разминание. В детском массаже используются самые нежные приемы:
валяние и продольное разминание. Валяние выполняется следующим
образом: положите голень ребенка между ладонями своих рук так, чтобы
одна рука легла на наружную поверхность голени, а другая — на заднюю.
Одновременно двумя ладонями производите энергичные, круговые, смещающие
мышцы, движения (в противоположных направлениях), продвигаясь от стопы
к бедру, затем — в обратном направлении (рис. 47). И так 2-3 раза. Продольное разминание: нога ребенка свободно лежит на вашей ладони, которая поддерживает ее в нижней части голени. Другой рукой обхватите
мышцы наружной поверхности голени и, смещая их в сторону большого
пальца, производите одновременно круговые и поступательные движения,
напоминающие замешивание теста (рис. 48). Разминайте мышцы,
расположенные на наружной поверхности голени и бедра ребенка,
начиная от стопы по направлению к бедру и обратно, 2-3 раза. Завершите
массаж общим поглаживанием всей ноги ребенка. Затем массируйте другую
ногу.
Рис. 47. Разминание ног (валяние)
Рис. 48. Продольное разминание ног
4. Скользящие шаги Это
упражнение вам знакомо (см. II комплекс, №. 4). К четырехмесячному
возрасту движения ног ребенка уже свободные, так как тонус мышц
уравновешен. Шаги лучше делать под ритмичный счет, темп можно менять:
сначала медленно, затем — побыстрее, в конце упражнения — снова
медленно.
5. Одновременное сгибание и разгибание ног И. п.: ребенок лежит на спине. Обхватите
ноги ребенка в верхней части голеней так, чтобы большие пальцы лежали
вдоль внутренней поверхности, а остальные пальцы свободно легли на
задне-наружную поверхность голеней (рис. 49). Согните одновременно обе
ноги с легким нажимом на живот, разведя колени. Затем медленно
разогните их. Повторите упражнение 5-6 раз под ритмичный счет. Если
ребенок сопротивляется сгибанию, то достаточно слегка помассировать под
коленками, чтобы добиться сгибания. Если малыш «не хочет » разгибать
ноги, то выполните движение с легким потряхиванием, это облегчает
разгибание.
Рис. 49. Одновременное сгибание и разгибание ног
6. Поворот со спины на живот В возрасте 4,5-5
месяцев ребенок поворачивается практически самостоятельно, без
поддержки за руку. Заинтересуйте малыша игрушкой, положив ее с той
стороны, куда он должен повернуться. Скажите: «Повернись на живот»,— и
подкрепите свои слова легким поворотом ног и таза ребенка (рис. 50).
Выполните повороты через правый и левый бок по 2-3 раза.
Рис. 50. Поворот со спины на живот без поддержки за руку
7. Массаж спины и ягодиц Начните массаж с 2-3 поглаживаний по всей спине и ягодицам. Затем сделайте растирание подушечками пальцев или растирание тыльной стороной
согнутых пальцев (см. II комплекс № 6). Можно добавить еще один прием
растирания: «пиление». «Пиление» выполняется локтевым краем одной кисти
или обеих. При работе двумя руками кисти ставятся ладонями друг к другу
на расстоянии 1-2 см. Делайте пилящие движения в противоположных
направлениях, продвигаясь по всей спине (рис. 51). Отмассировав
спину малыша до легкого порозовения, переходите к растиранию ягодиц. Не
забудьте поглаживать кожу ребенка между приемами. Разминание на
поверхности спины возможно в виде сдвигания или накатывания, которое
заключается в смещении тканей и полукружном их «раздавливании» (рис.
52). Отдельно разомните ягодицы (рис. 53). Поколачившше области
ягодиц выполняется тыльной стороной свободно согнутых в кулак пальцев
(рис. 54). Движения должны быть легкими, ритмичными и быстрыми. Этот
прием можно заменить пощипыванием (рис. 55) или рублением (рис. 56).
Поколачивание, как и любые другие ударные приемы, нельзя делать в
области поясницы (области проекции почек). Завершите массаж 2-3
поглаживаниями.
Рис. 51. «Пиление» на спине
Рис. 52. Разминание мышц спины
Рис. 53. Разминание ягодиц
Рис. 54. Поколачивание ягодиц
Рис. 55. Пощипывание ягодиц
Рис. 56. «Рубление» ягодиц
8. «Парение» в положении на животе И. п.:
ребенок лежит на животе. Подведите обе ладони под живот ребенка до
соприкосновения мизинцами, большие пальцы ложатся по бокам на уровне
нижних ребер. Затем приподнимите малыша над столом в горизонтальном
положении, поддерживая его под животом. При этом ребенок упирается
ногами в вашу грудь, тело образует дугу, голова приподнята, мышцы спины
и ягодиц напряжены (рис. 57). Это упражнение, основанное на врожденном рефлексе положения, является хорошей тренировкой для мышц всей задней поверхности тела и для вестибулярного аппарата.
Рис. 57. «Парение» на животе
9. Массаж живота Выполните поглаживание:
круговое, встречное и по косым мышцам живота; затем — растирание
подушечками пальцев (см. II комплекс № 9) круговое и по прямым
мышцам живота. Можно добавить стимулирующее пощипывание вокруг пупка
для укрепления пупочного кольца и профилактики грыжи (рис. 58). Не
забудьте сделать поглаживание в конце массажа, и при растирании не
надавливайте на живот ребенка.
Рис. 58. Пощипывание вокруг пупка
10. Присаживание с прогибанием позвоночника И. п.: ребенок лежит на спине. Дайте
малышу обхватить большие пальцы ваших рук, остальными — слегка
придерживайте его кисти. Затем выпрямите руки ребенка, разведя их в
стороны. Легким потягиванием за руки и словами «сядь, садимся»
побуждайте ребенка приподнять голову и верхнюю часть тела; доведите до
сидячего положения (рис. 59). Перехватите обе руки малыша одной рукой,
соединив их вверху и спереди. В этом положении проведите указательным и
средним (большим и указательным) пальцами освободившейся руки вдоль
позвоночника снизу вверх. Ребенок разгибает спину (рис. 60). Упражнение
выполняется один-два раза, после чего опустите ребенка на стол,
придерживая голову правой рукой. Это движение активное, основанное в
первом моменте на стремлении ребенка сесть, а во втором — на врожденном
кожном спинном рефлексе. Вначале работают мышцы передней поверхности
шеи и брюшной пресс, а в конце — мышцы спины. Это упражнение — хорошая
подготовка к самостоятельному сидению.
Рис. 59. Присаживание
Рис. 60. Присаживание с прогибанием позвоночника
11. Массаж стоп и рефлекторные упражнения Погладьте,
разотрите стопы ребенка (см. II комплекс № 11, 12). Надавливанием у
основания пальцев и растиранием наружного края стопы вызовите рефлекторные сгибания и разгибания стоп. Завершите массаж легким поколачиванием по подошвам ребенка
12. Подтанцовывание И. п.: поддерживайте ребенка
под мышками в вертикальном положении лицом (или спиной) к себе. Это
упражнение является более поздним вариантом рефлекторной «ходьбы».
Шаговый рефлекс обычно угасает к 4-месячному возрасту, но тем не менее
при опоре стопами о твердую поверхность малыш «подтанцовывает » на
месте (рис. 61). Следите за тем, чтобы ребенок не становился на
цыпочки, воспитывайте правильную опорную реакцию.
Рис. 61. Подтанцовывание
13. Массаж груди Сделайте поглаживание верхней
части груди 2-3 раза, затем — поглаживание по межреберным промежуткам
2-3 раза. Вибрационный массаж грудной клетки (см. II комплекс № 14).
14. «Парение» на спине И. н.: ребенок лежит на спине. Обхватите ребенка так, чтобы ваши руки располагались на заднебоковой поверхности его тела на уровне нижней части 1рудной клетки. Приподнимите
малыша в горизонтальном положении. В ответ на это положение голова
ребенка наклоняется вперед и напрягаются все мышцы передней
поверхности тела (рис. 62). Если ребенок запрокидывает голову назад, то
это упражнение делать не следует: он еще не готов. Поддерживайте малыша
в полувертикальном положении, постепенно увеличивая угол наклона (рис.
63). затем опустите вперед и вниз (рис. 64). Повторите упражнение
4-6 раз под ритмичный счет. После этого выполните движения руками в
обратном направлении: вперед, вверх к голове, в стороны и вниз. Так же
повторите 4-6 раз, медленно. Это упражнение пассивное, оно самое
сложное для мускулатуры рук и плечевого пояса, так как является
комбинацией всех движений в плечевом суставе. Поэтому делайте его
только в том случае, если ребенок хорошо усвоил более простые
упражнения: скрещивание рук на груди и «бокс».
Рис. 62. «Парение» на спине
Рис. 63. Подготовка к «парению»
Рис. 64. Круговые движения руками
16. Ползание Обхватив ноги ребенка в нижней части голени, сгибайте и разгибайте их наподобие плавательных движений лягушки. После нескольких таких
пассивных движений придержите ноги малыша в положении сгибания с
разведенными бедрами и дайте ему возможность самостоятельно оттолкнуться.
В результате ребенок передвигается вперед. Затем снова согните ноги,
стимулируя этим, а также показом игрушки новое отталкивание и
самостоятельное ползание (рис. 65).
Рис. 65. Ползание
Источник: http://взято с просторов интернета |