Меню сайта
Мини-чат
Статистика
Главная » Статьи » Детский массаж » Массаж от 3х до 7ми

Особенности развития движений детей пяти лет

Одна из основных особенностей развития ребёнка в этом возрасте- богатая фантазия, творческое воображение. Собственные замыслы оказывают сильное влияние на все виды детской деятельности, будь то самостоятельные игры или какие-либо организованные занятия, пятилетний ребёнок владеет в общих чертах всеми видами основных движений, он стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнениях, у детей возникает потребность в деятельных импровизациях, дети берутся за выполнение любой двигательной задачи, но не соизмеряют свои силы, не учитывают реальные возможности. Убедившись в непосильности выполнения двигательного действия, ребёнок проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения, но при этом он искренне убеждён в том, что выполнил движение полностью, растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов обогащения моторики детей разнообразными способами действий. Внимание ребёнка уже более устойчиво, развивается осознанное запоминание и способность различать виды движений и выделять отдельные их элементы, ребёнок уже заинтересован в результате движения, в правильности его выполнения и хотя по-прежнему нуждается в помощи взрослого, но в меньшей степени, чем трёх-четырёхлетний. Взрослый должен обращать больше внимания на качество движений ребёнка, на точность и правильность выполнения заданных упражнений, их соответствие с образцом, движения, освоенные ранее, повторяются на более высоком качественном уровне, в заданном темпе и направлении, даются более сложные упражнения на координацию движений, упражнения с предметами, показ движений уступает место объяснению, игра- учёбе.
Ходьба- пятилетний ребёнок ходит вполне уверено, соблюдая намеченное направление, движения рук и ног достаточно координированны, но ещё не очень свободны и энергичны, положение тела при ходьбе часто напряжённое, особенно скован плечевой пояс, спина недостаточно выпрямлена, но голова приподнята и ребёнок во время движения смотрит перед собой. Шаг становится легче, появляется отталкивание носком от почвы, устанавливается определённый ритм и нарастает скорость ходьбы. Дети в этом возрасте уже вполне владеют различными способами ходьбы (на носках, пятках, наружных сводах стоп) и свободно используют их в играх или на занятиях физкультурой. Родители должны продолжать совершенствовать ходьбу, устранять имеющиеся недостатки, самое главное- воспитывать правильную осанку при ходьбе, постоянно следить, чтобы ребёнок держал спину прямо и не опускал голову, в этом помогает ходьба с мешочком на голове, а также ходьба с фиксированным положением рук (руки на поясе, в стороны и так далее). Напряжение рук, дискоординация движений часто появляется от излишней старательности ребёнка, поэтому не следует ему указывать на эти недостатки, лучше отвлечь ребёнка от работы рук, предложив ему увлекательное задание, например, ходьбу под музыку, в различном темпе. Задания в ходьбе по линиям, змейкой, с перешагиванием через начерченные на полу линии, с перешагиванием различных предметов, ходьба из обруча в обруч приучают ребёнка поднимать ноги, хорошо выпрямлять их, в результате чего увеличивается длина шага.
Бег- дети в этом возрасте бегают достаточно быстро и правильно, с хорошей координацией движений, однако часто отмечается чрезмерный наклон корпуса и головы вперёд и напряжение плечевого пояса, движения рук мало помогают бегу, а отталкивание ногами недостаточно сильное. С целью приучать ребёнка сильно отталкиваться от земли и делать более широкий шаг даются специальные задания, ребёнок бежит, перешагивая через линии, начерченные на земле примерно на расстоянии метра, наступая между ними только одной ногой, можно использовать с этой целью плитки, уложенные на дорожке, плоские обручи и так далее, это достаточно сложное задание и не каждый ребёнок может выполнить его сразу же. Акцентировать внимание на отдельных элементах бега не следует, так как Это приводит лишь к скованности движений, лучше всего совершенствуется бег в подвижных играх, в непринуждённой обстановке.
Прыжки- ребёнок достаточно хорошо овладел простыми прыжками (подскоками, спрыгиваниями, прыжками на небольшое расстояние с места), Важно, чтобы он мягко и координированно приземлялся и отталкивался, помогая себе взмахом рук. Объясните (и покажите) ребёнку, что подпрыгивать на месте надо невысоко, полностью выпрямляя ноги, а приземляться на носки, слегка сгибая ноги в коленях, в дополнение к уже знакомым заданиям (поймай комара, достань мячик) предложите новые (подскоки с поворотами, ноги вместе- ноги врозь), в последнем случае не следует слишком широко расставлять ноги, а то ребёнку будет трудно оттолкнуться обеими ногами. Подпрыгивая на двух ногах, ребёнок может продвигаться вперёд, однако на небольшое расстояние (не более двух-трёх метров), прыжки при этом должны быть частые и неширокие, как у зайчика. Спрыгивать с высоты (не более двадцати сантиметров) надо учить до тех пор, пока ребёнок не освоит мягкое приземление на носки с постепенным переходом на всю ступню, при этом он произвольно сгибает ноги и хорошо сохраняет равновесие, объясните, что не следует сильно отталкиваться от предмета, стремясь прыгнуть дальше, достаточно спрыгнуть вниз и лишь немного вперёд. Прыгая с места в длину, многие дети отталкиваются обеими ногами одновременно и помогают себе взмахом рук, однако полной согласованности в движениях ещё нет, для обучения правильному отталкиванию предлагается следующее упражнение: ребёнок из положения полуприседа с опущенными и слегка отведёнными назад руками выпрямляется, поднимаясь на носки и взмахивая руками вперёд-вверх, приземление, и это самое главное, должно быть мягкое, на полусогнутые ноги с перекатом с пятки на носок.
Ползание- этот навык ещё используется в занятиях физкультурой, хоть и не так широко, как прежде, ползать можно не только по полу, но и по наклонным доскам (горкам), по узкому бревну, по лежащей на полу лестнице.
Лазание по шведской стенке или вертикально стоящей лестнице усложняется подъёмом на большую высоту, переходом с одного пролёта на другой.
Бросание и ловля мяча- пятилетний ребёнок продолжает совершенствовать этот навык, учится бросать мяч из-за головы двумя руками и ловить его кистями, вот что рекомендует специалист по физической культуре Т. И. Осокина в своей книге «физическая культура в детском саду»: «бросающий стоит лицом к направлению броска, ноги параллельны на ширине ступни, руки над головой чуть согнуты, локти вперёд, мяч ребёнок держит разведёнными пальцами, так что он соприкасается с ладонями. Из этого положения необходимо немного прогнуться в пояснице (колени и живот вперёд), отвести руки назад и, не задерживаясь, сразу вынести их вперёд с ускорением к броску мяча вперёд-вверх, который сопровождается одновременным движением туловища, не следует сгибаться вперёд». При ловле мяча надо делать встречное мягкое движение руками, а задержав мяч перед собой, отводить руки с мячом слегка назад к себе. Дети учатся бросать мяч на нужное расстояние, дальше или ближе, точно посылать его друг другу или взрослому, точность броска, его дальность воспитывается, в основном, в играх, которые очень нравятся детям. Игры с бросанием и ловлей- «подбрось- поймай, упасть не давай»- ребёнок подбрасывает мяч вверх и ловит его двумя руками, усложнить задание можно, введя дополнительный элемент (подбросить мяч и поймать его после отскока от земли, ударить мячом о землю и поймать его, подбросить мяч повыше и успеть хлопнуть в ладоши, подбросить мяч и повернуться кругом, поймать мяч после отскока от земли), выигрывает тот, кто не теряет мяч. «Мяч по кругу»- несколько играющих стоят в кругу на расстоянии не менее полутора метров друг от друга, бросают мяч рядом стоящему, делая полуоборот в его сторону, ребёнок, который плохо бросил мяч или не смог его поймать, на время выходит из игры, игра продолжается, пока в кругу не останется 2-3 человека. «Сбей кеглю»- играющие становятся за линию, в двух-трёх метрах от которой напротив каждого поставлены кегли, по сигналу дети прокатывают мячи по направлению к кеглям, стараясь их сбить, задание можно разнообразить, предлагая детям прокатывать мяч то правой, то левой рукой, обеими вместе, даже ногой. Баскетбол- дети учатся забрасывать мяч в низко висящую баскетбольную корзину с расстояния 2-3 метра. Футбол- дети водят мяч ногами и стараются забить его в небольшие (метр-полтора) ворота. Кроме игр с мячом можно учить ребёнка накидывать кольца на палочку (серсо), катать и ловить обруч, подбрасывать ракеткой волан и так далее.
Общеразвивающие упражнения- эти упражнения достаточно просты, однако возрастают требования к правильности и чёткости их выполнения, необходимо следить за правильными исходными положениями, чёткими, в заданном направлении, движениями рук или ног, за сохранением хорошей осанки в течение всего занятия (и по возможности после). Упражнения в меньшей степени, чем прежде, носят подражательный характер, более важным становится словесное объяснение, ребёнок постепенно приучается прослеживать и оценивать свои движения, в этом помогают занятия перед зеркалом. Дыхание, в основном, произвольное, однако следует напоминать ребёнку, когда удобнее совершать вдох или выдох и следить, чтобы он не задерживал дыхание, но всё вышесказанное не значит, что занятия должны быть скучными и лишёнными эмоциональной окраски. Упражнения нужно сопровождать ритмичным счётом и пояснениями в ритме движений: «ножки держи прямо, наклонись, раз-два-три, пониже, выпрямись, раз-два», обязательно хвалите ребёнка и всеми способами поддерживайте его бодрое настроение, для занятия обычно потребуется 5-7 упражнений, каждое повторяется 4-6 раз.
Упражнения для рук и плечевого пояса- исходное положение: ребёнок стоит прямо, ноги вместе, руки вниз- поднять руки в стороны ладонями вверх, пальцы прямо, опустить ладонями к телу. Исходное положение прежнее- поднять руки вверх ладонями внутрь, посмотреть на них, опустить. Хлопушка- исходное положение Прежнее- поднять руки вверх, хлопнуть над головой, опустить и отвести назад, хлопнуть за спиной, вернуться в исходное положение. Сильные руки- исходное положение Прежнее, но ноги слегка расставить- поднять руки в стороны, согнуть в локтях, кулаки сжать, выпрямить руки в стороны, кулаки разжать, вернуться в исходное положение. Бокс- исходное положение Прежнее, но руки согнуты перед грудью, как у боксёра- поочерёдно разгибать руки, делать быстрые удары вперёд, слегка поворачивая корпус. Упражнения с предметами- исходное положение: ребёнок стоит прямо, ноги слегка расставлены, в опущенных руках флажки- поднять руки в стороны- вверх и опустить флажки над головой, посмотреть на них, опустить руки через стороны. Исходное положение прежнее- поднимать попеременно руки вперёд-вверх, опустить вниз-назад. Морская азбука- исходное положение прежнее- правую руку в сторону, левую в сторону, правую руку вперёд, левую вперёд, правая рука вверх, левая вверх, в обратном порядке вернуться в исходное положение. Исходное положение прежнее, в опущенных руках гимнастическая палка- поднять палку вверх, посмотреть на неё, опустить руки, поднять палку вперёд, вернуться в исходное положение. Исходное положение прежнее- поднять палку вверх, посмотреть на неё, опустить палку за плечи, поднять руки с палкой вверх, вернуться в исходное положение. Упражнения для ног- приседание- исходное положение: ребёнок стоит прямо, ноги слегка расставлены, стопы параллельны, руки на поясе- присесть, руки вперёд, выпрямиться, руки на пояс, при приседаниях надо следить за прямым положением туловища и головы, приседать можно на носках, на всей стопе, держать колени вместе или разводить в стороны. Пружинка- исходное положение прежнее- сделать 2-3 полуприседания подряд, свободно раскачивая руками. Хлопки под коленом- исходное положение прежнее- поднять ногу, согнутую в колене, хлопнуть под коленом, вернуться в исходное положение, повторить другой ногой. Журавль- ходить на месте, высоко поднимая колени. Утка- присесть и, опустив руки на колени, ходить на согнутых ногах. Упражнения с предметами- «удержи стопами мяч»- исходное положение: ребёнок сидит на полу, опираясь на согнутые руки, ноги прямые, между носков лежит мяч- согнуть ноги в коленях, выпрямить вперёд, не теряя мяч, согнуть, вернуться в исходное положение. «Перешагни через палку»- исходное положение: ребёнок стоит прямо, ноги вместе, руки опущены, в руках гимнастическая палка- слегка наклониться вперёд и перешагнуть через палку вперёд и назад, вернуться в исходное положение. Перешагивание сидя- исходное положение: ребёнок сидит на полу, ноги прямо, в руках палка- перенести поочерёдно ноги через палку, вернуться в исходное положение. «Попрыгай- не наступи»- исходное положение: ребёнок стоит прямо, ноги вместе, руки вниз, мяч или мешочек лежит у стоп- ребёнок прыгает вокруг него то на одной ноге, то на другой. «Перепрыгни через мешочек»- исходное положение прежнее, у носков лежит мешочек- ребёнок перепрыгивает через мешочек. Упражнения для туловища- повороты- исходное положение: ребёнок стоит прямо, руки на поясе, ноги слегка расставлены- повернуться в сторону, стать прямо, повернуться в другую сторону, вернуться в исходное положение. Исходное положение прежнее, ноги на ширине плеч- наклониться вперёд, встать прямо. Дровосек- исходное положение прежнее, руки внизу- поднять руки вверх и сцепить пальцы над головой, быстро наклониться вперёд, опуская руки между ногами, вернуться в исходное положение. Аист- исходное положение то же, ноги вместе- поднять согнутую в колене ногу, обхватив её руками, и коснуться лбом колена, вернуться в исходное положение, повторить другой ногой. Наклоны- исходное положение прежнее, ноги на ширине плеч, стопы параллельны- наклониться к носку одной ноги, между ног, к носку другой ноги, вернуться в исходное положение. Цветок- исходное положение: ребёнок сидит на полу, согнув ноги, обхватив колени руками и наклонив голову (бутончик)- выпрямить ноги, поднять голову и руки в стороны ладонями вверх, прогнуться (цветок расцвёл). Велосипед- исходное положение: ребёнок лежит на спине, ноги прямо, руки вдоль тела- согнутые ноги приподнять над полом, попеременно сгибать и разгибать ноги, подражая движениям велосипедиста, вернуться в исходное положение. Присаживание- исходное положение то же, но руки вытянуты вверх- сесть махом рук, наклониться к носкам ног, вернуться в исходное положение. Брёвнышко с мячом- исходное положение прежнее, в вытянутых руках мяч- повернуться через бок со спины на живот, повернуться обратно на спину. Исходное положение: ребёнок лежит на животе, в вытянутых руках мяч- приподнять голову, плечевой пояс и прямые руки с мячом, вернуться в исходное положение. Упражнения в равновесии- продолжают совершенствоваться движения на ограниченной опоре (ходьба по гимнастической скамейке, бревну), дети приучаются ходить с различными положениями рук (на поясе, в стороны, вперёд), даются задания, усложняющие упражнения (пройти приставным шагом, высоко поднимая колени, с остановками и поворотами). Не теряют своего значения упражнения, связанные с ориентировкой в пространстве, быстрой сменой направления, положения тела и вращением, при выполнении упражнений на ограниченной опоре необходимо страховать ребёнка, но не мешать ему при этом.

Источник: http://взято с просторов интернета
Категория: Массаж от 3х до 7ми | Добавил: Максярка (18.12.2008)
Просмотров: 2001 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]