Меню сайта
Мини-чат
Статистика
Главная » Статьи » Детский массаж » Массаж от 3х до 7ми

Особенности развития движений детей трёх-четырёх лет

дети трёх-четырёхлетнего возраста обладают уже сравнительно большим запасом движений, но они так поглощены самим двигательным процессом, что ещё не заботятся о результатах своих действий, однако ребёнок уже способен повторять движение за взрослым (или другим ребёнком), проделывать его по своему усмотрению, соблюдать направление движения и последовательность его элементов. Ребёнок уже более осознанно следит за показом упражнения, слушает пояснения, но пока ещё нуждается в образном представлении упражнения, например, объяснение: «ходи на наружных краях стоп»- не заинтересует ребёнка, а игра в мишку косолапого скорее всего понравится. Детям этого возраста свойственно стремление к самостоятельности, активной творческой роли в занятиях, поэтому не стоит удерживать ребёнка, если он придумал своё упражнение, лучше попытаться сочетать новую форму и необходимое содержание. В то же время внимание даже очень послушных детей ещё неустойчиво, они часто отвлекаются и легко переключаются на другую деятельность, задача взрослого- увлечь ребёнка занятиями физкультурой, и, воспитывая двигательные навыки и умения, обращать особое внимание на качество выполняемых движений, чёткость и правильность полиостеоартроз, например, выполняя наклоны, не сгибать ноги (ноги прямые, как у цапли), поднимая мяч вверх, посмотреть на него. Занятия лучше проводить примерно в одно и то же время (лучше в первой половине дня), регулярно (каждый или через день), чтобы в них выработалась потребность, продолжительность занятия не более пятнадцати-двадцати минут.
Ходьба- многие дети на четвёртом году жизни ещё не обладают правильной координацией в согласовании движений рук и ног, в то же время ходьба становится уверенней и чётче, уменьшаются боковые раскачивания и повороты плеч в сторону шага, свободнее движения рук, стопы располагаются уже ближе к линии движения, однако походка ещё тяжёлая, ребёнок слабо отталкивается стопой, шлёпает ею, длина шагов различна, но темп становится более равномерным. Ребёнок лучше ориентируется в пространстве, но при ходьбе часто опускает голову и смотрит себе под ноги, чтобы отучить ребёнка смотреть при ходьбе под ноги, опуская голову и плечи, предложите ему ходить с флажками, шариком, которые ребёнок носит над головой и смотрит на них. Ходить полегче, не шаркая ногами, помогают упражнения, укрепляющие мышцы ног и стопы, перешагивания через предметы, подъём и спуск по ступеням лестницы. Часто приходится учить ребёнка размахивать руками во время ходьбы, однако делать это надо осторожно, ненавязчиво, так как некоторые дети, слишком стараясь, сильно напрягаются, двигаются скованно, чтобы отвлечь ребёнка, можно дать ему дополнительное задание (поднять руки вверх, вперёд, в стороны, помахать ими).
Бег- дети этого возраста любят и уже умеют бегать, однако бегают они неравномерно, мелкими шагами, слабо отталкиваясь стопами, движения рук и ног ещё недостаточно экономны и энергичны, хотя и лучше согласованы, чем при ходьбе. Важно воспитывать умение согласовывать свои действия с условиями обстановки, бегать, не сталкиваясь с другими детьми, не наталкиваясь на предметы, обегать их, игры с бегом надо обязательно чередовать с ходьбой, отдыхом, так как бег- это значительная нагрузка на детский организм.
Прыжки- дети в 3-4 года уже умеют подпрыгивать на месте, прыгать в длину, слегка продвигаясь вперёд и спрыгивать с небольшой высоты, прыгают они ещё очень неловко, тяжело, на всей ступне, особенно неуверенно на прямые ноги и всю ступню спрыгивают с высоты, руки обычно в движении не участвуют. В основном дети четвёртого года уже прыгают в длину с места путём одновременного разгибания обеих ног, но у некоторых ещё встречается отталкивание одной ногой или даже просто шаг вперёд, отталкивание слабое, вялое, траектория полёта низкая и короткая, для прыжка в длину в этом возрасте характерно появление подготовительной фазы движения, которая ещё носит черты общей двигательной реакции, а не целенаправленной подготовки к прыжку, ребёнок, например, подражая взрослым, покачивает несколько раз руками вперёд-назад, а затем прыгает независимо от движений рук или с опущенными вниз руками. Встречаются и случаи движения рук, противоположные перемещению тела, только постепенно намечается взмах руками вперёд-вверх, голова ребёнка при прыжке чаще всего опущена, туловище согнуто вперёд. При приземлении координация движений у детей далеко не совершенна, дети опускаются на жёсткие прямые ноги, не одновременно ставят их на землю, приземляются на всю стопу сразу без эластичного перехода с пятки на носок. Таким образом, приземляясь на прямые, напряжённые ноги, ребёнок перегружает неокрепшие стопы, что в будущем приводит к плоскостопию, травмам стоп, самое главное в этом возрасте научить ребёнка прыгать легко и мягко. Начинать обучение прыжкам лучше с подпрыгивания на месте на двух ногах, если отталкиваться от земли посильнее и носочками, а ноги выпрямлять, то прыжок будет выше, приземляться нужно сначала на носочки, а потом уж на всю ступню. Развить эти навыки помогут упражнения- подпрыгивания до поднятой руки взрослого, до мяча, подвешенного на доступной высоте и несколько впереди, игры «поймай комара» или «позвони в колокольчик», мячики, зайчики. Спрыгивать с высоты надо очень осторожно, начиная с десяти-пятнадцати сантиметров, так как это очень большая нагрузка для стоп, взрослый показывает, что спрыгивать надо на носочки, на обе ноги сразу, сгибая колени, смотреть ребёнок должен не под ноги, а вперёд. Перепрыгивать через линию, начерченную на полу, шнур и так далее следует, слегка сгибая колени и отталкиваясь обеими ногами, приземляться мягко, с передней части стопы, сгибая колени, однако, если ребёнок прыгнул вперёд очень далеко, приземление может быть и на пятки. Упражнение- перепрыгивание через ручеёк, с кочки на кочку, движения рук при прыжках свободные, естественные махи, обращая внимание на положение рук, дети отвлекаются от более важного- приземления, задания, позволяющие обыграть эти движения, воспитывают правильный навык прыжка.
Ползание- навык ползания продолжает оставаться важным для развития координации движений и ловкости, дети ползают с удовольствием, лучше, если они делают это на четвереньках (опираясь на колени и ладони) или по-медвежьи (опираясь на ступни и ладони), ползание на животе используется в подлезании под предметы, верёвку, упражнения в ползании следует завершать заданиями выпрямляющего характера (встать, поднять руки над головой, потянуться, хлопнуть в ладоши над головой).
Лазание по гимнастической (шведской) стенке хорошо развивает все группы мышц, воспитывает ловкость и координацию движений, дети лазают произвольно, до определённой высоты (4-5 реек), надо лишь объяснить, как захватывать правильно рейку руками (большой палец снизу, остальные сверху), и как правильно ставить ноги (серединой стопы), при движении вверх ребёнок перехватывает руками следующую рейку, потом переставляет ноги, при движении вниз- наоборот сначала переставляет обе ноги на одну рейку, а потом перехватывает рейку руками.
Бросание и ловля мяча- бросание мяча и других предметов вдоль, в цель, взрослому и друг другу претерпевает на четвёртом году, особенно к концу, значительные изменения, это движение становится более произвольным и координированным, направление броска- более определённым, у детей появляется подготовленная фаза движений бросания (отведение руки вниз, назад, в сторону), Но, несмотря на это, исходная поза ребёнка при бросании чрезвычайно обобщённая, безразличная по отношению к дальности и направленности броска, замах руки вялый, не сливается по времени с последующим броском. Между замахом и броском нередко отмечается довольно длительная пауза, ребёнок стремится подойти ближе к цели броска, часто можно наблюдать, что дети бросают предмет вдаль не столько вперёд-вверх, сколько вниз-вперёд, это зависит от того, что выбрасывание (выпускание) предмета из руки происходит с запаздыванием. Воспитывать навык бросания лучше, играя с ребёнком в мяч, причём не только во время занятий, но и на прогулке, а если позволяют условия, то и дома. Мячи должны быть разные (маленькие, средние и большие, яркие и красивые), очень хорошо, если есть старшие дети, которые с удовольствием играют с малышами, учат их всему, что умеют сами. Ребёнок учится подбрасывать мяч вверх и ловить его, бросать мяч в пол и ловить его после отскока, прокатывать мяч между предметами, в ворота, бросать в корзину. Особые трудности ребёнок испытывает при ловле мяча, напрягается и вытянув вперёд руки, ждёт, когда мяч сам туда попадёт, это происходит из-за неумения определить направление и скорость летящего мяча, общей слабой координацией. Ловить мяч следует обеими, слегка согнутыми руками, поймав, свободно держать его, не прижимая к груди, требовать от ребёнка правильного и точного бросания преждевременно, важнее, чтобы ребёнок обращался с мячом непринуждённо и любил эти игры и упражнения. Упражнения с мячом- «подбрось мяч»- ребёнок стоит, слегка расставив ноги, в руках среднего диаметра мяч, подбрасывает мяч вверх и ловит его обеими руками. «Ударяй мячом об пол»- ударяет об пол и ловит отскочивший мяч обеими руками. «Прокати мяч назад»- ребёнок стоит прямо, ноги врозь, в руках большой мяч, сильно размахнувшись и наклонившись, прокатывает его между ногами назад. «Догони мяч»- покатить мяч вперёд и, догнав, обежать катящийся мяч. «Подай мяч»- ребёнок на четвереньках катит перед собой мяч, подталкивая его головой. «попади в корзину»- ребёнок бросает мяч в корзину, стоящую в трёх-четырёх шагах от него. Игры с мячом или мешочком- «кто дальше бросит мешочек»- дети стоят на одной стороне зала (площадки) за линией, по сигналу взрослого все бросают мешочки вдаль, затем бегут за мешочками, поднимают их и становятся на то место, где лежал мешочек, выигрывает тот, кто дальше бросил. «Попади в круг»- дети стоят по кругу на расстоянии двух-трёх шагов от лежащего (или нарисованного) обруча диаметром один-полтора метра, бросают мешочки, стараясь попасть в обруч. «Подбрось повыше»- дети подбрасывают мячи как можно выше и ловят их обеими руками. «Поймай мяч»- дети стоят напротив взрослого на расстоянии 2 метра, взрослый бросает мяч всем поочереди со словами: «лови, бросай, упасть не давай», слова произносятся медленно и сопровождаются определённым действием: «лови»- ребёнок ловит мяч, «бросай, упасть не давай»- бросает мяч.
Общеразвивающие упражнения- учитывая особенности развития ребёнка в возрасте трёх-четырёх лет, не стоит требовать чёткого выполнения всех элементов упражнения, однако надо стремиться возможно более точно выполнять хотя бы некоторые из них, надо приучать ребёнка занимать правильное исходное положение (стоя- ноги вместе, ноги слегка расставлены, ноги врозь, сидя, лёжа на спине и животе с заданным положением рук- на пояс, вперёд, в стороны, вверх). Дыхание во время движения произвольное, но иногда взрослый должен подсказывать, когда целесообразнее делать вдох, а когда- выдох, например, во время наклона, когда грудная клетка сжимается- выдох, при выпрямлении, когда грудная клетка расширяется- вдох, для уточнения момента выдоха можно предлагать произносить звуки: «ух», уф, фу-у». В занятии должны сочетаться различные упражнения (для рук и плечевого пояса, для ног, для туловища), каждое из них повторяется 4-6 раз, упражнения показывает взрослый, а ребёнок повторяет за ним, однако не надо добиваться полного сходства движений. Упражнения для рук и плечевого пояса- исходное положение: ребёнок стоит прямо, ноги слегка расставлены, руки внизу- вытянуть руки вперёд, ладони вверх (покажи ладошки), спрятать руки за спину (спрячь ладошки), исходное положение прежнее- вытянуть руки вперёд, хлопнуть в ладоши, опустить рук- исходное положение прежнее- размахивать прямыми руками вперёд-назад, исходное положение прежнее, поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши над головой, опустить руки через стороны. «намотай нитку»- согнуть руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки, делать круговые движения перед грудью (одна рука вращается вокруг другой). Упражнения с предметами- исходное положение: ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, в одной из них флажок- поднять руку с флажком вверх, посмотреть на него, опустить и переложить флажок в другую руку, повторить упражнение другой рукой, исходное положение прежнее- поднять флажок вверх, посмотреть на него, переложить флажок из одной руки в другую над головой, опустить руки, повторить другой рукой, исходное положение прежнее, но в обоих руках флажки- поднять руки вперёд, опустить, поднять руки вверх, опустить, поднять руки в стороны, опустить. Исходное положение: ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки внизу держат мяч- поднять руки с мячом вверх, потянуться, опустить. Исходное положение: ребёнок сидит калачиком, держа мяч двумя руками- подняться и прогнувшись, вытянуть вверх руки с мячом, посмотреть на него, опустить. Упражнения для ног- лошадка- исходное положение: ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки на поясе- поднять одну согнутую в колене ногу, опустить, повторить движение другой ногой. «стань маленьким- стань большим»- исходное положение прежнее- присесть на корточки, встать на носки, потянуться, руки вверх. «Присядь с хлопками»- исходное положение прежнее- хлопнуть в ладоши перед собой, присесть и хлопнуть в ладоши внизу. «Присядь комочком»- исходное положение прежнее- присесть пониже и сильно наклонившись вперёд, обхватить руками голени, голову опустить, вернуться в исходное положение. Лягушка- стать на четвереньки и прыгать, как лягушка. Упражнения с предметами- «постучи флажками»- исходное положение: ребёнок стоит, в опущенных руках флажки- присесть, постучать флажками об пол, встать, помахать флажками над головой. «Переложи флажок под коленями»- исходное положение: ребёнок сидит на полу, в руках флажок- согнуть ноги, переложить флажок из одной руки в другую, выпрямить ноги. «Удержи флажок ногами»- исходное положение: ребёнок сидит на полу, согнув ноги и опираясь руками сзади, флажок лежит перед пальцами ног- захватить флажок пальцами обеих ног, поднять и стараться удержать флажок. «Присядь с мячом»- исходное положение: ребёнок стоит, в опущенных руках мяч- присесть, коснуться мячом пола, встать и выпрямиться. «Потянись с мячом»- исходное положение прежнее- подняться на носки, мяч поднять вверх, опуститься на полную стопу, руки опустить. Упражнения для туловища- самолёт- исходное положение: ребёнок стоит прямо, ноги врозь, руки в стороны- наклоняться в одну, затем в другую сторону, не опуская рук. «Посмотри назад»- исходное положение прежнее, но руки вниз- поворачиваться в стороны, свободно размахивая руками. «Достань носки ног»- исходное положение прежнее- наклониться вперёд, стараясь достать носки ног. Маятник- исходное положение прежнее, но руки на поясе- наклониться в одну сторону (тик), выпрямиться (так), наклониться в другую сторону (тик), выпрямиться (так). «Посмотри вниз»- исходное положение прежнее, руки вниз- низко наклоняясь вперёд, опустить голову между ногами. Качалка- исходное положение: ребёнок сидит на полу, скрестив ноги, руки на поясе- раскачивать туловище в стороны, вернуться в исходное положение, раскачивать туловище вперёд-назад. Кошечка- исходное положение: ребёнок стоит на четвереньках- выгнуть спину и опустить голову (кошечка сердится), прогнуть спину, голову поднять (кошечка ласкается). самолёт лёжа- исходное положение: ребёнок лежит на животе, руки сложены перед грудью- поднимает голову, руки, верхнюю часть груди, руки в стороны, вернуться в исходное положение. Комочек- исходное положение: ребёнок лежит на спине, руки вдоль тела- согнуть ноги, подтянуть колени к груди, обхватить колени руками и коснуться лбом коленей, покачаться комочком вперёд-назад, вернуться в исходное положение И потянуться. Брёвнышко- исходное положение прежнее, но руки вытянуты вверх- поворачиваясь через бок, перекатываться со спины на живот и обратно в обе стороны. Это лишь некоторые из возможных упражнений, часть движений можно выполнять и с предметами (флажками, мячом, кубиками, кеглями). Упражнения в равновесии- в основном это упражнения в ходьбе по ограниченной опоре (по скамейке, лесенке, наклонной доске), для воспитания привычки смотреть перед собой, а не на ноги, детям предлагают смотреть на взрослого, ожидающего в конце скамейки, на игрушку, подвешенную на уровне глаз, важно, чтобы ориентир находился в одном поле зрения с площадью, по которой двигается ребёнок. Стойка на носках, на одной ноге, быстрая смена положений (встать- сесть, сесть- лечь) также хорошо тренируют вестибулярный аппарат, не стоит забывать и про качели, карусели, главное, внимательно следите за состоянием ребёнка и прекращайте движения ещё до того, как он устанет.

Источник: http://взято с просторов интернета
Категория: Массаж от 3х до 7ми | Добавил: Максярка (18.12.2008)
Просмотров: 4648 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]